ИНТЕРЕСНОЕ НА САЙТЕ:
100 лет революции: от Марселя Дюшана до Тино Сегала
Текст: Мария Гнутова
Фото: Erg Ega
100 лет назад Марсель Дюшан перевернул понятие искусства. Можно ли назвать Тино Сегала таким же «революционером» нашего времени? Как за 100 лет изменилось понятие искусства, его границ, функций музея?
Именно эти вопросы обсуждались в публичной дискуссии Тино Сегала и Франческо Бонами, известного куратора в мире современного искусства, которая состоялась 1 августа в рамках открытия проекта фонда VAC «V-A-C Live: Тино Сегал».
Беседа прошла в Новой Третьяковке на Крымском валу накануне открытия проекта для зрителей. На самом открытии можно было увидеть и элиту мирового арт-сообщества: Марии Болшоу, нового директора галереи Тейт, Массимилиано Джони из «Нового музея» Нью-Йорка, и знаменитых российских художников. Интерес прессы к проекту и беседе также был повышен из-за неординарных подходов Тино к организации выставок.
Представители прессы и арт-сообщества не упустили возможность задать провокационные вопросы художнику. «Тино, Вы заключаете договоры исключительно в устной форме, а Вы не боитесь, что в России Вас могут «кинуть»? Пойдете ли Вы тогда судиться?» - спросил известный художник Анатолий Осмоловский. «Тино, журналистам запретили называть Ваши произведения перформансами, но мы считаем это неправильным, у нас свобода слова» - заметил один из журналистов.
Тино Сегал
Тино Сегал полностью переворачивает привычное представление зрителя о том, что такое искусство. В работах Тино зритель не найдет материальных объектов. Тино создает так называемые «сконструированные ситуации», которые отчасти похожи на перформанс, но, по мнению Тино, все же им не являются.
В последнее время художник даже отказался от практики подписывать свои работы. Раньше в конце «сконструированной ситуации» участники говорили «это работа Тино Сегала». Сейчас же неподготовленный зритель может вообще не понять, что перед ним «сконструированная ситуация», а не реальная жизнь.
«Мне не нравится слово революция» - говорит Тино, так как оно предполагает полное разрушение всего старого и построение нового. Свои же работы Тино видит, как диалог прошлого и настоящего. Новое не существует в отрыве от старого.
Художник помещает их именно в пространстве классического музея. Они ставят перед зрителем множество вопросов, а также заставляют понаблюдать за собой: что почувствуете или, о чем будете думать Вы, когда увидите в музее двух танцоров, которых поначалу принимаешь за обычную влюбленную пару, которые целуются, воспроизводя позы «Поцелуя» из произведений классиков скульптуры и живописи? (работа Тино Сегала «Поцелуй» - прим. автора).
Тино Сегал со зрителями
«Ситуации» также кардинальным образом меняют и контекст, в котором оказываются классические экспонаты музея. Именно поэтому в Новой Третьяковке Тино поместил свои ключевые работы в зал, в котором экспонируются работы периода социалистического реализма.
На вопросы прессы Тино отвечает так: «Все время своего существования человечество играет в разные «игры», которые постоянно меняются. Такие «игры» есть и в искусстве. Сначала все художники играли в живопись, скульптуру, потом в реди-мейд, потом в перформанс, и так далее. Когда люди устают в них играть, они перестают существовать.»
Работы Сегала - новый вид «игры». Художник всегда балансирует на грани, соблюдая правила игры, заданные в искусстве, и в то же время нарушая их.
Процессы, происходящие в искусстве, заставляют музеи искать новые форматы и точки взаимодействия со зрителем. Что остается неизменным – это опыт и впечатления.
Франческо Бонами, как куратор множества выставок, подчеркивает, что не стоит упрощать произведения искусства для зрителя, пояснять их смысл или контекст. Каждый должен иметь свой опыт и покинуть музей со своими выводами и эмоциями.
Напоминаем, что проект фонда VAC «V-A-C Live: Тино Сегал» - первую масштабную демонстрацию работ Тино Сегала в России можно увидеть с 1 августа по 14 сентября 2017 года в Новой Третьяковке и Музее архитектуры имени А.В. Щусева. В рамках выставки в Новой Третьяковке и Государственной галерее на Солянке также пройдет образовательная программа, посвященная исследованию различных тем, связанных с взаимодействием визуального искусства и искусства танца.