Реставрация и хранение произведений современного искусства

19:00, 14 сентября 2017
|
Новая Третьяковка

В рамках Московской международной биеннале современного искусства в Новой Третьяковке 22 сентября пройдет XI профессиональный семинар для сотрудников музеев "Реставрация и хранение произведений современного искусства".

Документирование и консервация произведений современного искусства сегодня являются востребованным направлением деятельности реставраторов. Знание междисциплинарного контекста и умение работать с различными материалами – ключевые навыки реставратора, работающего в этой сфере. На протяжении многих лет специалисты сталкиваются с различными формами современного искусства и разного рода проблемами, такими как:

– материалы, из которых создано произведение, и их взаимодействие; 

– связь между произведением и окружающим пространством, его эфемерной сутью; 

– роль автора произведения, разные формы собирательства и документирования его работ;

– вопросы коллекционирования и художественного рынка. 

Семинар будет посвящён основным областям работы реставраторов и актуальным направлениям исследований, затрагивающих произведения современного искусства.

Программа семинара 22 сентября:

10:00-10:30 – регистрация участников

10:30-10:40 – приветствия организаторов

Юлия Музыкантская, президент Московской международной биеннале современного искусства

Ольга Страда, директор Итальянского института культуры в Москве 

10:40-11:10 – доклад Ренаты Кнес «Реставрация и хранение произведений современного искусства»

Рената Кнес – независимый реставратор и координатор международных выставок, более  30 лет работает в области реставрации и хранения произведений искусства, в особенности искусства современного. От Италии до Москвы, от Нью-Йорка до Парижа, она сотрудничала  с самыми известными художественными учреждениями и частными коллекционерами. Много работала с яркими представителями современного искусства над решением проблем, связанных с их работами: от Даниеля Бюрена до Миммо Паладино, от Ансельма Кифера  до Энтони Гормли. Разрабатывала методологии решения проблем хранения и реставрации фоторабот, смонтированных на плексиглас, внедрила в Италии высокотехнологичные реставрационные материалы, подогнала под европейские стандарты B.E.V.A. 371 – плёнку, предназначенную для работ по восстановлению произведений современного искусства. Долгие годы преподавала в Новой академии изящных искусств в Милане, а также сотрудничала  с ЮНЕСКО.

Доклад Ренаты Кнес раскроет ряд аспектов окружающего нас мира, способных внести свой вклад в появление произведения современного искусства и особенности реставрационного процесса. Если раньше (в классическом искусстве) было возможно творить, используя лишь ограниченное число канонических материалов, одинаковых для всех, то в наше время всё, что нас окружает, обладает способностью предлагать уникальные, необычные и даже неожиданные материалы, которые вторгаются в процесс создания произведения искусства. Рената Кнес ответит на вопросы, которые возникают вследствие специфики современного искусства: как должен действовать реставратор? Как определить, какие материалы использовались? Как устранить причинённый ущерб?

11:10-11:40 – доклад Сары Абрам «Реставрация, документирование, изучение. Консервация произведений современного искусства в Центре хранения и реставрации “Венария Реале”»

Сара Абрам – историк искусства, ответственная за развитие проектов и фандрайзинг Фонда «Центр хранения и реставрации “Венария Реале”» (Турин). Изучала историю искусства  и музеологию в Туринском университете и в Высшей нормальной школе в Пизе, участвовала  в исследовательских проектах, касающихся истории реставрации, музеев и архивов в XX веке. Как историк искусства занимается современным искусством и дизайном, фотографией, работами из бумаги, металла, керамики и стекла. В сфере реставрации современного искусства выступила координатором проекта, предусматривавшего изучение и реставрацию предметов из Исторической коллекции премии «Золотой циркуль» (Милан). В 2014 году была опубликована её первая работа, полностью посвящённая реставрации произведений дизайна. Занималась приобретением архивных фондов, касающихся истории современного искусства (Фонд Галереи Мартано) и истории реставрации (Архив Пинин Брамбилла), координировала организацию рабочих групп и семинаров по консервации произведений современного искусства и дизайна. Член научного комитета международной летней школы «Искусство  и закон. Идентичность и консервация произведений современного искусства», которая проводится совместно с Туринским университетом и Миланским университетом «Бикокка».

Документирование и консервация произведений современного искусства с самого начала являлись одним из основных направлений деятельности Центра хранения и реставрации «Венария Реале». Междисциплинарный контекст и наличие реставраторов, работающих  с различными материалами, обеспечивают центру заметное преимущество в этой сфере. 

На протяжении многих лет специалистам центра приходилось сталкиваться с различными формами современного искусства и разного рода проблемами. В докладе Сары Абрам будет рассказано об основных направлениях работы центра и актуальных направлениях исследований в области современного искусства и промышленного дизайна.

11:40-12:10 – доклад Микелы Кардинали «Подготовка реставраторов произведений современного искусства»

Микела Кардинали – консерватор-реставратор, директор реставрационных мастерских, руководитель Школы профессиональной подготовки и исследований Фонда «Центр хранения  и реставрации “Венария Реале”» (Турин). В 2000 году окончила Высший институт хранения  и реставрации в Риме, специализируясь на полихромных изделиях (настенная роспись, гипсовая лепнина, природный камень, мозаики на досках, холст, полихромная деревянная скульптура, современное искусство). В 2010 году окончила Университет Тушии (Витербо) по специальности «Наука и технологии в сфере культурного наследия». С 2007 года – консерватор-реставратор Центра хранения и реставрации «Венария Реале», преподаёт реставрацию, историю и технику исполнения произведений искусства в Туринском университете. С 2012 года – директор реставрационных мастерских, руководитель Школы профессиональной подготовки и исследований при центре. Сотрудничает с итальянскими и международными учреждениями, работающими в сфере исследований и реставрации (Vatican Coffin Project, The Iceman Conservation Project и др.), а также распространения научного опыта и повышения квалификации в данной сфере.

Доклад Микелы Кардинали посвящён работе реставрационных мастерских Центра хранения и реставрации «Венария Реале», выбранному методологическому подходу и его применению к современному искусству. В докладе на примере конкретных случаев рассказывается о наиболее важных проблемах, направлениях исследований, экспериментах и применяемых технических решениях. Работа лаборатории тесно связана с педагогической деятельностью, что создаёт возможность предлагать соответствующие учебные курсы в университетской и профессиональной сферах.

12:10-12:40 – перерыв

12:40-13:10 – доклад Валентина Максимова «Экспонирование, консервация и реставрация произведений современного искусства в Государственной Третьяковской галерее. Опыт и проблемы»

Валентин Павлович Максимов – художник-реставратор, заведующий сектором смешанных техник Отдела научной реставрации живописи ХХ века Государственной Третьяковской галереи. В его обзорном докладе будут раскрыты особенности работы Третьяковской галереи в области хранения и реставрации произведений современного искусства.

13:10-13:40 – доклад Сергея Новикова «Проблемы реставрации современного искусства»

Сергей Александрович Новиков – реставратор с более чем 30-летним стажем, руководитель отдела научной реставрации и консервации Московского музея современного искусства. 

В его докладе будет рассмотрен ряд проблем, с которыми сталкивается реставратор произведений современного искусства: как современная идея воплощается либо в классических, либо в неклассических материалах; что такое «транспарантное» искусство (перформанс), как его документировать и хранить в музейных условиях; какие сложности возникают при использовании нетрадиционных материалов, нарушении их свойств и совместимости; как обучать студентов технологиям реставрации современного искусства. 

13:40-15:00 – дискуссия с модератором и вопросы из зала

Модератор семинара – Екатерина Кочеткова, кандидат искусствоведения, куратор образовательных программ Московской международной биеннале современного искусства, старший научный сотрудник Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Регистрация участников до 20 сентября 2017 по адресу: info.iicmosca@esteri.it