Александр Флоренский: "Все хорошее само меня находит"
В разговорах с начинающими, но амбициозными художниками часто всплывает слово "коллекционер". Зачастую это некий собирательный образ, сферический коллекционер в вакууме. Если художника пораспросить, то выясняется, что коллекционеры бывают двух типов. Один в парчовом непременно халате сидит в своем замке у камина в окружении произведений искусства и русских борзых. Он степенен, строг, но в целом добр и понимающ. Второй же, юркий тип с бегающими глазками, стервятником кружит над обессиленным художником, желая выкупить работы за бесценок, а продать за миллионы. По ночам он пересчитывает золото, мерзко хохоча.
Так ли это решила проверить главный редактор ART Узла Надежда Коровкина и побеседовала с известным художником, одним из основателей "Митьков" и коллекционером с сорокалетним стажем Александром Флоренским, который любезно ответил на главные вопросы "что", "где" и "почём".
Орфография и пунктуация — на совести Александра Флоренского
Все фото — его приобретения за последнюю пару недель в группе "ШИК"
Фото обложки: Сергей Свешников
Вы собираете искусство вот уже 40 лет. Сколько примерно работ в вашей коллекции? И где вы ее храните?
Картин, рисунков, гравюр, фотографий и объектов у меня очень много, думаю что только живописи несколько сотен, а графики и вовсе немеряно, но я не считал никогда. Много живописи висит на стенах моих квартир (их две рядом) в Петербурге, графика -- в драйверах (или как там называются эти металлические выдвижные ящики?). Есть и чулан-запасник с полками, забитый под завязку. Кроме того раз в несколько лет я прореживаю запасник и то без чего могу жить отдаю за символические деньги оптовому покупателю. Иначе уже было бы тесновато. Но впрочем, тут же, как правило, восполняю количество новыми приобретениями. Существует еще важная часть коллекции -- коллекция современной грузинской живописи, в основном она находится в Тифлисе, висит на стенах моей тифлисской квартиры -- особенно те картины которые не влезают в самолет.
Автор: Инна Каленская
Я вижу, что вы довольно много и продаете, и покупаете в группах Шар и Крест и АРЕНА. А где еще?
ШиК и АРЕНА -- явление последнего месяца, небольшой эпизод, а я уже с девятнадцати лет хотел иметь картины нравящихся мне художников. Поэтому конечно же я покупал их у самих художников, да и до сих пор так и делаю. Случаи покупки в галереях очень редки, даже и не припомнить сейчас толком, хотя может пару-тройку раз и были. Моя коллекция -- результат взаимоотношений с художниками, и поэтому когда мне случайно доставались скажем вещи Лабаса или Лапшина (очень мною любимых), я без большого сожаления с ними расставался -- покупка картинок как результат личных отношений с живыми художниками мне гораздо интереснее. Кроме того, в 80-х годах не было ни галерей, ни сайтов, а картины тех кто мне нравится обычно стоили дешево, а еще чаще не стоили ничего, потому что никому не были нужны. И начиналась коллекция с подарков, обменов, потом постепенно стали включаться какие-то деньги, чаще всего небольшие или просто символические, все ведь происходило в кругу друзей или по крайней мере единомышленников. Сейчас чаще конечно происходят просто покупки, хотя и подарки и обмены тоже не редкость. Много картин в собрании образовалось например благодаря тому что в мастерской у меня полно холстов и красок и я часто предлагал и предлагаю нравящимся мне художниками порисовать мой вид из окна (а он красивый) или еще что-нибудь, что им нравится, ну и чаще всего эти картинки оставались и остаются у меня. Так же точно когда меня зовет в гости мой друг-художник и просит что-то нарисовать, работа остается у него. Такая традиция уже, если угодно.
Автор: Марина Колдобская
Покупаете ли вы произведения неизвестных/начинающих художников?
Ну имя, степень признания или известность автора и тем более его ценность на рынке меня вообще нисколько не интересует, даже скорее отталкивает. Я покупаю только то что мне нравится. Из того что сейчас вспомню: я был самым первым человеком, кто купил работы у никому неизвестных в этот момент Александра Дашевского, Юли Картошкиной, Аси Маракулиной, Ильи Гришаева, Татьяны Сергеевой, Туту Киладзе, Михаила Миани, Лены Андреевой, Ирины Роон, Ивана Чемакина, кажется и у Иры Васильевой, кажется и у Сергея Денисова. Список не полон, но тут первое что пришло в голову.
Автор: Игорь Тишин
Какие у вас критерии отбора произведений? Что точно привлечет ваше внимание?
Я не уверен что это можно объяснить словами. Когда я вижу вещь которая мне нужна, я это понимаю примерно за 1 секунду. Однажды мой первый учитель Михаил Иванов заметил -- "Всякая коллекция художника собирается как подтверждение собственной правоты", и я совершенно согласен с этим. Все художники-коллекционеры собирают что-то им близкое, вот взять хотя бы описание коллекции Рембрандта (кстати всем рекомендую прочесть этот гениальный документ, а именно опись его имущества в момент банкротства, написанная бюрократическим языком судебных приставов), или небольшую коллекцию Ван-Гога, доступную к обозрению в музее Ван-Гога в Амстердаме.
Автор: Сергей Беспамятных
Важны ли для вас описания и длинные пространно-философские экспликации?
Как правило авторы которые мне нравятся никогда не делали и не делают никаких описаний и тем более уж пространно-философских экспликаций. Все ж мы говорим о визуальном искусстве, и как правило оно говорит само за себя. Хотя иногда в вещах более концептуалистского толка контекст, авторский комментарий или история создания произведения бывают важны.
Автор: Юля Картошкина
Важна ли личность художника? Допустим, вы увидели в Фейсбуке какое-то интересное произведение Маши Ивановой, пойдете к ней на страницу посмотреть что это за Маша и чем она живет?
Именно так я и делаю все время, потому что часто можно наткнуться на неплохую вещь, но посмотрев больше вещей этого же автора, понимаешь что эта неплохая вещь случайна и ничем больше не подтверждена. Тогда я интерес к автору теряю. Ну и наоборот тоже -- интерес может возрасти если окажется что есть другие вещи того же уровня или выше, или вещи еще слабые, но виден потенциал. То есть и тут контекст имеет значение, конечно. Ну и если та или иная "маша" окажется симпатичной и умной, тоже неплохо, хотя качество картинок намного важнее.
Автор: Маша Иванова
Вы ищите произведения или они находят вас? Иными словами, ищите ли вы что-то специально, просматривая группы, каталоги, или все происходит спонтанно типа «понравилось — купил»?
Ну просматриваю, случается, если в ленте попадется какой-то каталог или сайт или чья-то страница, но специально ничего не ищу. Я художник и основное время и силы трачу на собственную деятельность, которой у меня выше крыши. Все хорошее само меня находит, именно как вы и выразились.
Автор: Иван Чемакин
В одном интервью вы говорили, что как-то купили всю выставку произведений своей дочери Кати. У других художников есть такой шанс?
Ну во-первых я купил эту выставку не потому что Катя Флоренская моя дочь, а потому она очень хороший художник, а во-вторых потому что увидел что вся эта выставка очень органична как единое целое и стало жалко, что это все может разойтись в разные стороны (правда, одну картину я как хороший друг все же уступил Владимиру Шинкареву по его настоятельной просьбе). Ну и поскольку у нас с Катей отношения хорошие, мне была дана приличная скидка. Но все равно это была ощутимая сумма, на эти деньги можно было бы скажем купить неплохой иностранный автомобиль с небольшим пробегом). Думаю что у всякого художника чья выставка мне так же сильно понравится и будет в этот момент мне по карману, такой шанс есть. Вообще я считаю что если художник мне нравится и финансово доступен, в идеале у меня должно быть столько его работ, чтобы хватило на персональную выставку. И таких потенциальных "персональных выставок" у меня в коллекции уже немало.
Автор: Катя Тишкевич
Ну и о деньгах. У вас есть какой-то установленный бюджет на покупку произведений, допустим, в месяц?
Конечно же нет. Все покупки происходят спонтанно, в этом нет никакой системы. Да и денег иногда нет, какие ж тогда покупки могут быть. И вообще у меня нет установленных бюджетов ни на что, не только на искусство.
Автор: Юля Картошкина
Какая примерно средняя цена ваших последних приобретений? А за сколько вы произведение точно не купите? Вопрос не в наличии/отсутствии денег, а чисто психологически.
Ну последние приобретения делались как раз в группе ШиК, там покупки колебались от 1000 до 10000 рублей, кажется. А вообще если не путаю я ни разу не заплатил за картину больше 1000 евро (исключение -- вся выставка Кати Флоренской). Я бы охотно платил и больше, будь мои возможности больше, но они таковы каковы есть.
Автор: Инна Каленская
Вопрос старый как мир, но не теряющий актуальности — за сколько начинающий художник должен продавать свои работы? В интернете полно формул вычисления цены от трудодней до квадратных метров, что вы думаете?
Начинающий да и вообще любой художник может продавать свои работы за столько, за сколько хочет и(или) считает нужным. Но если он хочет чтобы их покупали, наверное стоит продавать их за столько, за сколько их готовы покупать. Нелепо просить меньше, чем готовы дать, но просить больше чем готовы дать, тоже мне не кажется очень умным. Ну то есть по мне это не отличается от продажи всего остального -- соотнесение спроса с предложением. Если вы будете продавать помидоры по рублю за килограмм, то продадите грузовик помидоров за 5 минут, а если по 1000 рублей, то их никто не будет покупать. Значит реальная цена ваших помидоров где-то между этими цифрами, и ее можно вычислить опытным путем, и вот такие группы как ШиК в этом сильно могут помочь -- дай Бог здоровья и процветания придумавшему это гениальное начинание Максиму Боксеру. Но бывают и исключения -- ведь некоторых художников содержат их родители, жены, мужья, любовницы или любовники, и такие авторы могут себе позволить ставить любые цены, ведь их жизнь напрямую не зависит от продаж.
Автор: Игорь Тишин
Ваш совет начинающим художникам. Что делать, кудой бечь?
Кто я такой чтобы учить кого-то что делать? Вся история искусства показала что лучшая стратегия -- на пределе честности и своих возможностей делать то что считаешь правильным, и делать только для себя, а не для того чтобы заработать денег, прославиться, попасть в модную галерею и т.д. и т.п. И вот повторюсь -- история искусства убедительно показывает нам, что именно эта стратегия самая правильная. Все салонные, богатые, модные и знаменитые при жизни авторы в большинстве своем исчезают (исключения лишь подтверждают правило), а остается только все подлинное и живое.