АРТ МОСКВА: Мне двадцать лет
В Гостином дворе открылась юбилейная 20-я ярмарка «Арт Москва». Полина Кондрякова о том, что случилось с «Арт Москвой» за 27 лет, как интерьерный дизайн и императорский фарфор потеснили совриск, и возле какого стенда лучше всего фотографироваться.
Текст: Кондрякова Полина
Фото: пресс-служба «АРТ МОСКВЫ»
Эта история началась в далеком 1996-м году, когда «АРТ МОСКВА» была единственной ярмаркой на российском рынке, специализирующейся исключительно на современном искусстве, к тому же, беспрецедентно престижной. С тех пор многое изменилось. В 2013 году её закрыли из-за нерентабельности, что в общем-то только подтверждает идею о некоммерческом характере современного искусства. Тем не менее, гордый варяг не сдается врагу, и, следуя железной логике: «чтобы расширить аудиторию, необходимо расширить спектр товаров и услуг», в 2018 году в Манеже провели «Russian Art & Antique Fair». Наконец, за последние два года «АРТ МОСКВА» обосновалась в Гостином дворе под первоначальным брендом, но с исключительно переформатированным наполнением.
С недавнего времени Гостиный двор в принципе стал общей площадкой для всех крупных ярмарок. Одна за другой здесь следуют Art Russia Fair, «АРТ МОСКВА», COSMOSCOW, Антикварный салон и прочие, прочие, не только про искусство. Вероятно, команда монтажников уже предпочитает не покидать родных стен. Кроме того, общей тенденцией для всех ярмарок стало добавление новых разделов. 47-й Антикварный салон в 2022 году приютил современное искусство, COSMOSCOW приняло в свои ряды секцию Digital, а непосредственно «АРТ МОСКВА» в этом году разжилась «Галереей дизайна».
Организатор ярмарки Василий Бычков комментирует ситуацию так: «На смену эстетическим экспериментам 1990-х, которые принесли славу «АРТ МОСКВЕ» как самого актуального российского арт-форума, пришел другой взгляд на художественный рынок, давно заявленный на авторитетных мировых площадках: искусство, какому бы веку оно ни принадлежало, входя в нашу жизнь, всегда существует сейчас. Поэтому крупные международные ярмарки давно перестали быть узкоспециализированными: работы современных художников соседствуют здесь с археологией, арт-объекты актуального искусства — с классикой».
К слову о международности: в этом году специальным почётным гостем выступило посольство Нигерии, представив коллекцию посольства Нигерии в Москве и работы молодых нигерийских художников. Из заморских гостей также присутствуют иранская и пражская галереи. В остальном силы участников примерно равны: 42 антикварных стенда, 40 с современном искусством, 37 ювелирных и 22 от дизайна. Ещё 15 стендов заняли выпускники художественных вузов, поддержанные Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
Ключевой вопрос: «Что нового, интересного и хорошего можно увидеть на нынешней «АРТ МОСКВЕ?»
При входе зрителя встречает горделивый отдел антиквариата со стендами в стиле кулуаров. Темно-бордовые и черные стены, золотые рамы, шпалерная дореволюционная развеска и стойкий запах коньяка добавляют солидности. То, что антиквары держатся особняком и предпочитают «своих» в общем-то не секрет. Если удастся обойти столы, за которыми владельцы стендов заседают, и ничего не сбить, то можно посмотреть Айвазовского, Маковского, Рокотового. Отдельным аттракционом могут стать поиски на стендах живописных и скульптурных портретов императоров. Приятным сюрпризом станет стенд VLADEY MODERN, где представлена довольно большая коллекция икон XVI — XVII веков.
Что касается, Ювелирной улицы, то здесь неискушённый зритель вполне может расширить свой кругозор относительно количества российских ювелирных домов. Bvlgari, Cartier и Tiffany & Co заменили «Ювелирный дом Поднебесных», Izumrud_Grad и «Сияние Сибири».
Преодолев примерно половину пути, уже ослепленные сиянием драгоценных камней и одурманенные стариной, Вы попадаете к современному искусству. Причём сначала будьте добры посмотреть на молодые дарования, а уже потом на мэтров. ГИТИС, HSE DESIGN, РГУ им. Косыгина и другие. Студенты, кстати, в наше время получили карт бланш: во-первых, их присутствие на ярмарке поддержал и проспонсировал Департамент города Москвы, во-вторых, благодаря недавним выставкам в «Зарядье» они уже почти стали узнаваемыми. Так, с невольной нежностью смотришь на гипсовые головки девочек с каре Анастасии Дроздовой. Такого беспредела, как на «Мастерских Арт Москвы - 2001», когда половицу Анатолия Осмоловского «Вставай, проклятьем заклейменный…» сотрудники Манежа заменили на новую, уже нет.
Анатолий Осмоловский «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов!» - «Инпозиция», 2002 г.
Вдохновленный успехами выпускников арт-вузов вы, к счастью или нет, упираетесь в стенд VLADEY, расположенный в самом географическом центре Гостиного двора. И видите… Огромный российский флаг из цветов Лаврентия Бруни — заряд бодрости и сил для дальнейшего просмотра. Три больших холста, сложенные в один исполинский, были написаны в 2000 году, соответственно, к сегодняшнему дню прямого отношения не имеют. Является ли это ироничной насмешкой или патриотической волей кураторов остается только гадать, тем не менее, эффект производит.
Нужно отметить, что кроме цветов Лаврентия Бруни никаких сколько-нибудь политических высказываний на ярмарке нет. Сам В. Бычков в интервью для «Коммерсанта» честно говорит: «Время сейчас непростое, и мы призываем всех участников быть более сдержанными. Мир огромен, галактика смыслов, которыми оперирует современное искусство, огромна — не обязательно ведь лезть в те сферы, где кого-то можно оскорбить, зачем?»
Неизмеримо далёким прошлым кажется «АРТ МОСКВА 2003», когда одним из заглавных и самых обсуждаемых стал проект Андрея Логвина «Возвращение Янтарной комнаты». Помимо Буруни VLADEY показывает Павла Пепперштейна, Валерия Кошлякова и абсолютный хит Валерия Чтака «Я не знаю — я из Москвы».
Пососедству с VLADEY находится стенд Е.К. Артбюро, не такой масштабный, но куда более уютный. И Бруни здесь не такой подавляющий собой, и скульптура в малых формах радует глаз: цветные собачки и гипсовые пионеры.
Стенд Е.К. Артбюро
В принципе, если постараться и настроить свой взгляд на отсеивание лишнего, то в этом году на «АРТ МОСКВЕ» вполне возможно увидеть интересные и качественные работы. Есть Оскар Рабин и Анатолий Зверев (галерея Кирилла Данелия), а на стенде галереи «Эритаж» даже имеются работы западных авторов 70-х, 60-х годов: Silvio Coppola, Марио Черолли, Урано Пальма, Рикардо Дализи, Рихар Мюллер и других.
За 20 сезонов «АРТ МОСКВА» значительно повзрослела, даже помахровела. Успела расширить свой кругозор от только лишь современного искусства до антиквариата, дизайна и ювелирного мастерства. На смену бунтарству пришел осторожный лоск. Событийности стало меньше, но продаж, надеемся, больше.