Будущее обыденно…или нет?
С 8 по 14 ноября в Санкт-Петербурге состоялась международная выставка-фестиваль «БУДУЩЕЕ ОБЫДЕННО». На короткий промежуток времени технопарк «Ленполиграфмаш» стал площадкой взаимодействия инноваций и искусства. Шесть естественно-научных и технических музеев, ряд художников и творческих объединений представили работы, отражающие дух высокотехнологичной реальности.
Текст: Ксения Квашнина
Альберт Энштейн писал: «Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само достаточно скоро». Какое будущее ожидает нас и стоит ли его рассматривать как некую отдаленную часть пространства, измеряемую словами «когда-нибудь» и «если бы»? Как правило, мы воспринимаем перемены ситуативно, однако, развитие мировых технологий не ограничивается конкретным моментом, воображением одного человека или территорией государства. Это постоянный процесс, затрагивающий практически каждую сферу жизни. То, что еще вчера казалось невозможным, сегодня предстает нерушимым конструктом, а завтра – незаметно уйдет в обыденность.
«Лица запаха», художественная группа «Куда бегут собаки» / Фотоматериалы предоставлены организаторами
Выставка-фестиваль трансформировалась в умелую игру с контекстами, рождающимися в экспериментальном поле техно- и сайенс-арт, художественных проектах и фактологическом сторителлинге. Стена, исписанная граффити (Миша Мост «Обыденность 2035») предстала рефлексией на тему ближайшего будущего; знакомые со школьной скамьи стихотворения великого русского классика перетекали в биржевые сводки (Аристарх Чернышев «Поэтическая экономика»), нивелируя разделение на «физиков» и «лириков» (что особенно примечательно с учетом специфики мероприятия). Художественная группа «Куда бегут собаки» осуществила попытку представления сознания у неживого («Поля 2.1.») – здесь и выявление внутренних страхов, и противоборство давлению извне, и безусловно виртуозное владение силой магнитных полей. Зритель прошел от зарождения идеи до ее воплощения в формате комикса (Мюриель Руссо-Овчинников «Истории инноваций: от идеи к практике, от практике к мечте»), а затем столкнулся с примерами технологий, одновременно реальных и иррациональных (Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин «iPAW. Интернет-мем. Кинетическая скульптура»). Таким образом, будущее лишилось иллюзорности.
«Будущее – от обыденного до обеденного», Андрей Новик / Фотоматериалы предоставлены организаторами
«iPAW. Интернет-мем. Кинетическая скульптура», Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин / Фотоматериалы предоставлены организаторами
Мы решили поговорить с художниками и задать им несколько вопросов.
1. Поделитесь своим опытом взаимодействия с инновациями, когда вы действительно ощутили на себе их влияние, подумали: «Это невероятно, не может быть!».
Наталья Грехова, художественная группа «Куда бегут собаки»: «Нас поражают не инновации или высокие технологии, а удивительные технологические мысли и решения, которые создают цепочки других поразительных решений. Ламповый калькулятор, например, или устройство для трекинга глаз при помощи зеркал и фотопластинок, или немецкая машина на перфокартах для регистрации перемещения людей, или лампочка накаливания, шаговый искатель, декатроны, линза Френеля, или, например, определение скорости кровотока по частоте кадров на кинопленке, или материал, экранирующий геомагнитное поле Земли, или нейросеть. Этот список может быть очень длинным, мы постоянно удивляемся чему-то такому. Технологии совершенно естественны и окружают нас с рождения, поэтому, по сути, любое взаимодействие с миром в любой день при удачном стечении обстоятельств может нас очень сильно поразить».
Миша Мост: «Я не буду говорить о мобильных телефонах, хотя застал то время, когда они только появились. Но я помню момент, когда у меня появился робот-пылесос. Это было 10-11 лет назад. Пылесос, который сам себе катается по дому, находит стену, углы, двигается в соответствии с пространством… А еще один момент, когда дроны стали более доступны: можно было купить дрон с камерой и управлять им. В 2008 году я смотрел видео на YouTube, где какие-то пацаны прикрепили камеру к радиоуправляемому самолету. В режиме реального времени они через самодельные очки могли видеть, как пролетели Нью-Йорк. Сейчас это нормально, - достаточно пойти в магазин, купить дрон и летать в разрешенной зоне, но тогда это было что-то удивительное. Человек с камерой становился на место птицы. Я долго следил за этой историей с дронами и в какой-то момент решил создать сюжет, где дрон рисует вместо художника баллонами».
«Обыденность 2035», Миша Мост / Фотоматериалы предоставлены организаторами
Мюриэль Руссо-Овчинников: «Это был кухонный аппарат – термомиксер, который меня удивлял, потому что можно приготовить, что все угодно. И будет вкусно! Здесь есть такая идея, что любой ингредиент, который вы положите в термомиксер, получится и вкусным, и полезным. Вот. Меня удивляет!».
Владлена Громова, VALab: «Очень хочется вспомнить кухонный комбайн в начале 90-х, который появился на пост-советской кухне и мыслился как высокие технологии. Вообще у меня появился первый компьютер в начале 90-х. Тогда, конечно, к великому творчеству это не привело и, наверное, объединение технологий и творчества началось с простейшей видеокамеры, которая у меня появилась в начале 2000-х, и мы вместе с моими однокурсниками на факультете дизайна стали снимать видео, которое мыслили, как видеоарт. Именно эти опусы позволили мне войти в сферу современного искусства и начать с ней как-то взаимодействовать, как-то в ней выживать или присутствовать. Первый проект, где уже были какие-то технологические решения, созданные специально, было вместе с Артемом Парамоновым в 2009 году. Мы попытались объединить геологию, физику и психологические методики анализа для того, чтобы создать саун-поэмы, снимая звуковые отражения с минералов Белого моря, непосредственно на берегу. Тогда стало понятно, что все междисциплинарные эксперименты дико интересны, они открывают совершенно новый мир, а высокие технологии (или не высокие, но экспериментальные) становятся мостиком между людьми из разных миров. Обсуждая какие-то практические вещи, технологии, можно договориться с учеными, когда сталкиваются смыслы гуманитарные и естественно-научные, а когда решаются прикладные задачи. Во-вторых, они действительно позволяют устанавливать связи, которые до этого казались немыслимыми. Именно с 2009 года мы стали работать с технологиями, сотрудничать с учеными, программистами, инженерами».
2. В работе Мюриэль Руссо-Овчинников «Истории инноваций» есть фраза «Человек должен сам формировать себя, создавая культуру». Тема будущего предполагает минимизацию роли человека в культурной сфере. Как художнику формировать себя в таком случае?
Наталья Грехова, художественная группа «Куда бегут собаки»: «Не можем, к сожалению, прокомментировать этот текст. Думаем, что художнику, как и сейчас, будет сложно найти свое место, но никаких принципиальных предпосылок для вытеснения человека из культурной сферы мы не видим. Искусство происходит, как известно, в голове воспринимающего. Машина, производящая то, что человек воспринимает как искусство, запрограммирована человеком. Даже в ситуации, когда роботы начнут производить искусство для роботов, найдутся человеческие художники, создающие в связи с этим искусство для других человеков. Или не в связи, а в противовес этому процессу. И также появятся, конечно, художники, производящие искусство для роботов (хотя, такие авторы уже, возможно есть)».
Мюриэль Руссо-Овчинников: «Художник – это человек, который задает вопрос обществу. Он всегда демонстрирует правильность и неправильность общества. Роль художника безусловно важна, потому что он выступает зеркалом, указателем будущего пути. Он должен быть совершенно свободным. Тогда художник выступает тем, кто влияет на жизнь общества».
«Истории инноваций: от идеи к практике, от практики к мечте», Мюриэль Руссо-Овчинников / Фотоматериалы предоставлены организаторами
Владлена Громова, VALab: «В этом вопросе содержится два подвоха. Первый заключается в выделении сферы культуры и роли художника, будто сфера культуры чем-то принципиально отличается от других сфер. Как человек будет находить свое место в мире, где его роль минимизирована, – глобальный вопрос! Конечно, когда мы говорим о будущем, нам важен масштаб: 5 лет, 100 лет. Второй подвох – якобы из такой формулировки следует, что сейчас это место найти легко. На мой взгляд, это такая отличительная черта области, здесь нет определенных треков для художника. Есть некий набор возможностей, но он всегда индивидуален. Художнику всегда нужно сильно крутиться, непонятно, как ему развиваться, например, в России. Нет простого и понятного пути, как у менеджера. В этом смысле художники наиболее подготовленные люди: если уж они выжили сейчас и смогли превратить символические капиталы в экономический профит, то в будущем у них будет чуть больше инструментов, которые позволяют им приспосабливаться. Кроме того, сейчас чистое искусство не существует в области технологий, по крайне мере, концепт, к которому мы можем обратиться. Его сложно применить. Любая выставка направлена на продвижение чьих-то интересов, особенно, если речь идет о технологиях, финансировании, где открывают двери институции, мы получаем деньги на реализацию проектов. Как правило, мы должны соблюдать чьи-то интересы, которые с искусством не связаны. Возможно, в чистом виде профессии художника не останется. Это будет специалист обширных компетенций».
3. Глядя на граффити Миши Моста, легко представить, как роботы создают картины на холстах. Будут ли художественные работы робота и человека обладать одинаковой ценой и ценностью?
Мюриэль Руссо-Овчинников: «Можно создавать невероятные вещи, если художник использует объединение технологий и творчества, но совершенно натурально. Когда он находит свой подчерк с помощью технологий. В результате, он получает уникальное ноу-хау, уникальный инструмент, позволяющий показать свою точку зрения, свое творчество».
«Житие робота», Андрей Новик / Фотоматериалы предоставлены организаторами
Миша Мост: «Важнее всего взаимодействие зрителя с работой. И это происходит в первые секунды взгляда, вхождения в пространство, по мере приближения к скульптуре или другой работе в музее. Кем эта работа создана, одним человеком или десятью, или вообще роботами – не принципиально. Это не влияет в первые секунды на восприятие, но может быть интересно с концептуальной точки зрения. Однако, многие работы воспринимаются человеком без понимания контекста. Лишь затем он читает текст и смотрит на работу по-новому. Вот и в этом случае восприятие работы формируется без учета трактовки, но с осознанием участия искусственного интеллекта, оно переосмысляется.
На самом деле, не важно, кто их написал, если он выглядят классно и интересно! В любом случае все упирается в понятия «нравится – не нравится».
4. Пребывание на выставке сродни нахождению в фантастическом фильме. Каким видите будущее вы? Опишите несколькими словами ваш идеальный вариант.
Наталья Грехова, художественная группа «Куда бегут собаки»: «На этот вопрос мы пока не готовы отвечать :)».
«Поля 2.1», художественная группа «Куда бегут собаки» / Фотоматериалы предоставлены организаторами
Владлена Громова, VALab: «Я думаю, что говорить о будущем, не прибегая к банальностям, очень сложно. Если говорить об идеальном будущем, то идеальное будущее для меня – то, которое есть и в которое не страшно смотреть. Соответственно, все, что можно сделать сейчас, – работать с этой проекцией. То, что является будущим – некая проекция внутри нас. Необходимо с ней работать, терапевтически прорабатывать все возможные страхи, как нам не бояться смотреть в будущее, не думать о том, как будет, если все будет крайне плохо. Другой полюс – искать что-то позитивное, какие-то новые возможности. Конечно, тренд работы со сценарием будущего искусства сходит на нет, но с точки зрения практики нет альтернативы настолько действенной, как творчество и технологии, творчество и наука, которые все вместе позволяют эти сценарии прожить, сформировать проекцию так, чтобы было не страшно и в принципе хотелось вставать утром, действовать, жить, стремиться к чему-то».
Мюриель Руссо-Овчинников: «Я надеюсь, что раньше, чем через 20-30 лет, мы будем рисовать, а люди смогут видеть, слышать, концептуализировать мир, который заключается в голове художника. Я уверена, что в будущем наука позволит нам войти внутрь себя, в тела других людей, чтобы лучше изучать во благо, кто же есть».
Выставка-фестиваль «БУДУЩЕЕ ОБЫДЕННО» проходила в рамках программы Баркемп «Национальная технологическая революция 20.35», это ежегодная образовательная и бизнес-конференция в сфере технологий и инноваций. Реализация осуществлялась в рамках проекта «Интегратор сообществ Кружкового движения Национальной технологической инициативы», утвержденного Советом при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. В 2021 году события проекта приурочены к Году науки и технологий и 100-летнему юбилею кружкового движения в России.