Дарья Камышникова: «Мы существуем в значительной степени через нашу внешность»

Интервью: Юлия Крышевич

Фото: Пресс-служба ММОМА

До 18 августа в ММОМА на Петровке продлится выставка «Мастерская 20’19. Дисморфофобия, или война внутри тебя». Представленные работы — результат коллективного творчества молодых художников, участников «Свободных мастерских». Куратор выставки и основатель Школы современного искусства «Свободные мастерские» Дарья Камышникова рассказала в интервью АртУзлу о собственном отношении к проблеме неприятия телесности, различии женского и мужского дискурса на тему дисморфофобии и немного о своём кураторском кредо.  

Дарья Камышникова

Ю.К: Дарья, Вы выступили инициатором темы проекта. Почему «Дисморфофобия»? В целом, проблематика актуальна, но на выставке «Свободных мастерских» она находится в фокусе внимания.

Д.К: Моя близкая подруга преподает в европейской школе. Пока я не услышала ее рассказ, я не видела сильного соприкосновения с проблемой неприятия собственного тела у нас, в России. Оказалось, это очень серьезно, вплоть до трагических последствий — особенно для молодежи. В «Свободных мастерских» училась Соня Асташова — она лечилась от анорексии. Инсталляция Сони «Любовь моя Ана», представленная на выставке, лишь одна из многих работ художницы, посвященных этой проблематике. Но ограничиваться ситуацией с анорексией в рамках выставки было глупо. Все прекрасно понимают, что взрослеющий человек должен ужиться со своим телом, это неизбежный процесс. Для молодых художников эти вопросы ближе, актуальней и трепетней. По-моему, вышло остро — по крайней мере, некоторые работы.

Ю.К: Среди художников, принявших участие в выставке, большинство — девушки. Предполагаю, что им тема проекта особенно близка. Наверняка, многие из участников сталкивались с проблемой неприятия собственной телесности.

Д.К: Конечно, это ближе женщине. Сколько бы мы ни пытались изобразить, что мы не зависим от внешности, нам приятно чувствовать себя красивыми. Женщина старается хорошо выглядеть не для кого-то, поэтому феминистские споры о бритье ног мне непонятны. Если человеку приятно, пусть бреет, если нет — пусть делает как хочет и плевать на остальных. Мы существуем в значительной степени через нашу внешность. Кстати, сегодня социум более открыт к типично женским проблемам — вопросы, связанные с маскулинностью, пока остаются в тени, мужчины не всегда готовы к обсуждению. Это прослеживается и на выставке: работы Кирилла Кипяткова, Антона Лоскутова — фильм про участие в марафоне — тому подтверждение. Безумная история: взяли, собрались и сделали — рецепт к решению проблемы, никакой рефлексии. Впрочем, я считаю, что художник — существо достаточно тонкое: ему не обязательно пережить опыт, чтобы его отрефлексировать. Поэтому я люблю задавать сложные темы своим студентам — они умеют их чувствовать и особенным образом пропускать через себя.

Ю.К: Дарья, в кураторском тексте Вы пишете, что едва ли в мире найдутся люди, которые не имели бы претензий к собственному телу и облику. Как Вы считаете, искусство может освободить человека от потребности сравнивать себя с навязанными стандартами или это процесс нам неподконтрольный?

Д.К: Не думаю, что это зависит от нас и что человек вообще способен не сравнивать себя с другими. Мы существа социальные, групповые: если мы хотим понять своё место в группе, следует понять и принять положение остальных ее членов. Искусство не даёт ответы на вопросы, оно заставляет людей задуматься. Если честно, я не ожидала такого ажиотажа на открытии выставки — значит, обществу нужно говорить на эту тему.

Ю.К: Выставка — финальный проект в рамках «Свободных мастерских»?

Д.К: Не совсем. «Свободные мастерские» завязаны своим ритмом на Московскую международную биеннале молодого искусства. Когда нет биеннале, мы проводим open call. Среди участников выставки есть художники их других городов, даже иностранцы. На 60 мест в этом году у нас было рекордное количество заявок — 300. При прочих равных, я сознательно выбирала художников, которые минимально выставлялись ранее. Есть, конечно, участники с впечатляющим портфолио проектов — это говорит о том, что предложенные ими работы действительно уникальны.

Ю.К: На выставке нет определенной последовательности экспозиции работ — в этом плане, проект получился не очень однородным…

Д.К: Какие-то рифмы все же были. При наличии единой темы я стараюсь организовать экспозицию с пластической точки зрения. Строить концептуальные связи на такой выставке — значит, заставить зрителя скучать. Необходимо играть на противопоставлении и движении — создать пространство, в котором человеку захочется находиться и понять, чем же оно наполнено.

Ю.К: Поделитесь своими фаворитами?

Д.К: Нет, я никогда не называю свои любимые работы, хотя они, конечно, есть. Вообще я часто в работе действую вопреки своим вкусовым пристрастиям. Однажды Василий Церетели спросил меня: «По какому принципу ты строишь эту программу?». Вот мой принцип: некоторые вещи нравятся, некоторые нет, но если явление существует и кажется актуальным группе людей, которой я доверяю — я могу показать это на выставке. В процессе подготовки я могу даже полюбить такую работу, но решение принимаю в независимости от собственных предпочтений.

Ю.К.: Как вы считаете, куратор должен отталкиваться в первую очередь от собственных пристрастий или от желаний художника?

Д.К: Скажу про себя — я институциональный куратор. Моя задача — искать молодых художников, у которых оригинальные интересные высказывания. Думаю, в моем случае это правильная тактика. Иначе все просто знали бы, кто нравится Камышниковой (смеётся).

Ю.К: 8 августа состоялся день открытых дверей в «Свободных мастерских». Чем программа может быть полезна людям, желающим построить свой путь в искусстве?

Д.К: «Свободные мастерские» — старый проект: школа открылась в далеком 1993 году. Конечно, за эти годы программа претерпела многие изменения, как и наши взгляды, представления о том, как это должно выглядеть. Мы полностью отказались от практических занятий, проводится только лекционный курс. Мы считаем, что получить практические навыки все же проще, а собрать людей, которые могут «починить» голову, в одном месте в течение учебного года — это очень круто.  

Ю.К.: Какие ожидания от будущих студентов? Академический бэкграунд?

Д.К: Совершенно необязательно. Набирая группу, мы осознанно делаем ее разной: например, среди студентов должны быть те, которые будут провоцировать споры, дискуссии. Хочется, чтоб набор «Свободных мастерских» был живым организмом. Художникам нужно войти в среду, начать общаться с единомышленниками во время обучения — это один из самых важных параметров.

Ю.К.: Какой совет Вы бы дали начинающим художникам?

Д.К: Будьте активными, подавайте заявки на опен-колы — если ваше высказывание попадёт в рифму с тем, что делают организаторы, вас пригласят в качестве участника. Пытаться подстроиться под вкус — бессмысленно, а случайно это может получиться. Я, например, как куратор часто объявляю широкую тему, а конкретное воплощение уже диктуют художники через свои работы.