Эхо блазара 3 - Алина Крюкова

С 8 по 12 сентября в Музее Москвы прошла ярмарка молодого современного искусства blazar. Мне было интересно поговорить с галеристами, кураторами и независимыми художниками о том, куда движется современное искусство, как оно меняется с приходом новых поколений художников.  Это третья часть, читайте вторую по ссылке

С блазаром говорил художник Михаил Ситников
Фотографии предоставлены Алиной Крюковой

Алина Крюкова, основатель галереи современного искусства a-s-t-r-a

Алина Крюкова у стенда a-s-t-r-a Gallery на Cosmoscow 2021

На ярмарке молодого искусства мы участвуем в секции Created in Moscow, которая осуществляется здесь в партнёрстве с Агентством креативных индустрий, участвуем бесплатно, получив такую возможность благодаря гранту. На нашем стенде мы представляем 4 художников, все они молодые, до 35, актуальные и интересные. 

Jolie Alien X «3 уровня», blazar 2021, a-s-t-r-a Gallery 

Никита Шохов, выпускник Школы Родченко (Москва), Калифорнийского института искусств (LA), живёт и работает в Америке, но сейчас в связи с пандемией в Москве. Завершает получение степени магистра в Virginia Tech University, работает с фотографией, VR, AR, видеоартом, мультидисциплинарный художник.

Работы Никиты Шохова, a-s-t-r-a Gallery, blazar 2021

Представленная на blazar серия называется SCAN, где он изучает реальность массовых шествий через карнавальную культуру Бахтина. Мы видим как длится время конкретно на каждой фотографии - ожившее кино о минуте реального времени в одной фотографии. Он выставлял специальное оборудование в определённой точке в разных городах мира во время массовых мероприятий, сканируя конкретный период и момент времени. Эта серия выставлялась в Лондоне, в некоммерческой галерее Gallery of Russian Art & Design, на ярмарке Spring/break в рамках The Armory Show в Нью-Йорке. 

-Меня заинтересовала работа «File_1715, День святого Патрика, НЙ»  из серии SCAN, в отличии от других работ серии, тут как будто нет искажений. 

Никита Шохов, «File_1715, День святого Патрика, НЙ», a-s-t-r-a Gallery

Вы их не видите потому что все стоят смирно, не двигаются, но всё равно есть какие-то движения внутри группы людей. Они стоят в ожидании события, чувствуется напряжение, а на работах с демонстрациями, мы видим ясный вектор движения, особенно здесь, «File_408, 9 Мая, Москва»  — это одна из моих любимых работ. Потому что она показывает искажение нашего восприятия реальности в России. Это не политическое заявления, не буду развивать эту мысль) Это как бы параллельная реальность, в которой находимся все мы относительно мирового контекста и того, что мы сами хотим для себя.

Никита Шохов, «File_408, 9 Мая, Москва», a-s-t-r-a Gallery

-В этой серии фотографии из разных стран и различные искажения присущи всем?

Слушайте, человеческая природа едина. Вне зависимости от того культурного кода, который разделяет та или иная группа людей, базовые реакции, чувства и восприятия они +/- одинаковые — это подтверждают исследования всех антропологов.

Юра Самойлов по базовому образованию режиссёр и сценарист. В основном он пишет сценарии, тексты, для Netflix у него большой долгий контракт. У него мастерская в Ивановской области в лесах. Работает он с цветом. Для меня уникальность его работ в том, что он закатывает историю, слой за слоем, в свои работы. Кажется, что это живопись, на самом деле, это бумага, на которую нанесены различные виды материалов, начиная от карандаша, заканчивая акрилом, маслом, гуашью, тушью, чем угодно. Слой за слоем, Юра формирует визуальную историю. Он отказывается рассказывать о своих работах. Я говорю "Юр, ты сценарист, писатель, расскажи мне" — он говорит "Слова убивают". Магия Абстрактной живописи в том, что каждый может прочитать свою историю — это визуальное предложение к приключению, которое каждый может совершить относительно своей фантазии, глубины познаний в живописи или истории литературы.

Юрий Самойлов, «JP’s Fur Seal», a-s-t-r-a Gallery

Также на стенде представлены работы молодой художницы Jolie Alien, ей всего 19, но она сейчас совмещает обучение в институте современного искусства Бакштейна и модельную карьеру. Я начала с ней работать, когда ей было 16 лет. Сейчас у неё уже есть несколько персональных выставок, участие в Cosmoscow, международных ярмарках, где мы её представляли. Понятно, что она работает с абстракцией, но как вам объяснить - она транслирует свой опыт. Опыт молодого поколения джен-зи (Gen Z), которые не хотят обучаться старому, знают всё сами лучше, но при этом делают все те же ошибки, что делали тысячу лет подряд их сверстники. Она проживает этот опыт, много путешествует, у нее бывает по три перелёта в неделю и везде с собой возит холсты. Модельный бизнес очень своеобразный, как кинобизнес и театральный, там много зависти и конкуренции. Чтобы не потерять почву под ногами, Jolie в 14 начала заниматься искусством. Часто номера в гостиницах очень маленькие, и она пишет свои работы частями. Одну часть может сделать в Африке, другую в Нью-Йорке. На работах видны швы, нерв впечатлений, воздух перелётов, расстояния — влага Африки, холод Исландии, это всё считывается. Когда Женя привозит работы, она с себя снимает те переживания, которые прожила за тот период времени вместе с холстом, отдаёт мне и больше никогда не возвращается, не дорисовывает, даже, если я прошу. Говорит «я больше не та». Это определенный вид фиксации времени. В творчестве самое главное честность. Она честна сама с собой и перед зрителем. Мы наблюдаем становление её личности через время, через территории, через её живопись.

Jolie Alien, «3 уровня», a-s-t-r-a Gallery 

-А какой опыт привносит поколение Z в мировую культуру?

Я думаю искренности, наивности и чистого листа. Новое поколение сильно отличается, его представители уже родились с интернетом, с возможностью путешествовать по миру, со стёртыми границами и представлениями о том, что такое раса, гендер, сексуальная принадлежность, и далее и далее. Это люди тотальной толерантности. Они восприимчивы ко всему, всё видят как равное и как возможное. И они сейчас могут нам написать абсолютно новую концепцию жизни. Вся западно-европейская культура строилась на определённых китах, определённых базовых принципах.  Сейчас молодые люди, которые чаще плохо, чем хорошо образованны, сами опытным путём что-то постигают и делают открытия, которые старшим поколениям могут открыть новое дыхание и показать выход из многих тупиков, в которые они сами себя загнали.

Многие говорят о кризисе в экономике, политике, культуре, искусстве — везде. Фукуяма даже сказал, что и история уже закончилась, но потом, правда, передумал, но все равно. Все ищут новые пути решения старых проблем. 

Jolie Alien, «Dolphin», a-s-t-r-a Gallery

-Может быть им не мешает как раз это образование?

Я и говорю, что они может не будучи заложниками культуры иногда (и чаще всего) могут по-новому прочитать эту реальность и дать новый способ её прожить всем нам и последующим поколениям. Именно поэтому я считаю, что ХХI век уникален по своему содержанию, потому, что мы можем через 20 лет оказаться в абсолютно другом мире, где будут абсолютно другие правила игры.

-Так и будет.

Да, я с тобой согласна. Уверена, что как в 2000 никто не верил, что мы будем все ходить с сотовыми телефонами и интернет будет везде — спустя 15 лет это уже не просто норма, это наше естественное право, такое же, как право на воздух, достойную жизнь, конституцию. Поэтому я сторонник того, чтобы прислушиваться и слышать это поколение Z. Потому, что они видят то, что не видят все отформатированные под прошлый опыт и культуру люди.

Работы Юрия Самойлова и Никиты Шохова на blazar 

-А они свободны от культуры?

Они не свободны от культуры. С одной стороны, они чисты, это tabula rasa и могут своим чистым опытом иначе воспринять... знаете, это чистое переживание. Это может звучать странно, думаю, они сами того не понимая, отрезают весь старый опыт и очищают новое знание об этой реальности. И эту чистую новую реальность нам транслируют. Она странная, не всегда понятная нам, с классическим образованием, людям, которые прожили 30+ лет. Но я уверена, что мы можем, опять же, если позволим себе, увидеть в этом новую зарю. Это интересно. Какой это будет мир? — это другой вопрос, его нельзя оценивать сейчас потому, что мы его не понимаем. Это ни хорошо, ни плохо, это будет иное.

Юрий Самойлов, «My Beloved Knight», a-s-t-r-a Gallery

Это как в новой этике, Вы не можете применять оценочные категории ни к кому, потому, что все равны — так же и мы не можем заранее оценить ту реальность, которая будет создана этим поколением. Мы можем только сказать, что она будет как минимум прекрасна. Потому, что они стремятся к творчеству и большинство людей пытаются выразиться через творчество. Будь то tik-tok на каком-то низовом базовом уровне и далее стремясь к искусству, литературе, музыке... NFT, опять же — это прекрасное событие для арт-мира, невероятное количество новых людей пришло в мир искусства, которые показывают, что они тоже могут говорить на этом языке. Искусство - универсальная коммуникация.

-Так или иначе все молодые люди вовлечены в творчество, это может быть новое состояние общества.

Я думаю, что все молодые люди понимают, что по старым правилам играть уже бессмысленно. Большинство тех, кто не встраивается в новую реальность, крутятся вокруг нуля — повторяют и повторяют. А многие молодые ребята, которые искусство воспринимают как естественную часть своей жизни, как потребность творить, создают что-то уникальное и именно за ними будущее. Мне нравится мир, который будет, искренне говорю.

Стенд a-s-t-r-a Gallery, blazar 2021

Теперь о Дишон Юлдаш. Это моё открытие для себя самой. Вообще все художники галереи, это моя личная любовь и каждый взаимодействует со мной на определённом уровне. Дишон работает с объектами. Представленный проект называется «Baquet Moral». Художница создаёт долгоиграющую процессуальную инсталляцию, которую мы начинаем показывать здесь и далее покажем полностью на Cosmoscow. Всё строится вокруг пути познания самого себя через медитативные практики взаимодействия с материалом. Здесь представлено 4 «Чана симпатии» и ещё специальный проект для blazar «Скажу Раз, Один, Два, Три» —  три уникальные сумки, капсула, как попытка вовлечь публику, которая может быть далека от искусства, но близка к фешн, в приобретение искусства через понятный для них жест. 

Дишон Юлдаш и её работы, blazar, a-s-t-r-a Gallery

Это мост, который я много где наблюдаю, вовлечение через уникальные нетиражные «капсулы». Она вовлекает девушек-модниц в разговор об искусстве, привносит искусство в их жизнь, чтобы в следующий раз они уже пришли за «Чаном симпатии») Диша, помимо того, что сама основатель некоммерческой галереи ISMAAG и открывает таланты, работает с полностью независимыми художниками, постоянно делая выставки, она ещё сама практик искусства, интуит, я бы сказала провидец. С керамикой много кто работает, но мало, кто её делает настолько... необходимой!) Необходимой для познания, её хочется понять. Соответственно, Диша у нас медиатор между миром искусства, галерейным миром, фешн-миром, прессой и как раз этим молодым поколением Z.

«Чаны симпатии» Дишон Юлдаш Х Алина Крюкова, a-s-t-r-a Gallery 

-Как раз хотел спросить насчёт прессы — ряд ваших художников, например, Сергей Дорохов, так или иначе касаются политики, где эта грань, между искусством и политикой?

Вы задаёте лично мне странный вопрос, потому, что я не художник и не журналист, чтобы прочувствовать эту грань и чётко её описать, но опять же и те, и другие делают высказывание. Если журналист боится быть честным, находится в сообществе, которое так или иначе его цензурирует, то вопросы в первую очередь к нему и его выбору. Вы знаете что такое общество? Это всегда четвёртый человек — три человека говорят на солёную кашу, что она сладкая, а четвёртый, чтобы не быть отвергнутым этим сообществом, говорит «Ну даа, она сладкая...», хотя объективно понимает, что она солёная — вот это и есть общество, общество консенсуса, когда все соглашаются с какой-то общепринятой реальностью, чтобы не быть выкинутым из неё. Я не говорю, что журналисты так делают, и мы знаем примеры великолепных журналистов по всему миру, которые свою жизнь положили в борьбе за свободу слова и возможность высказаться честно и по-существу. Многие журналисты видят этих героев, но не хотят за ними на плаху. А художник? - он художник, он размышляет).

Сергей Дорохов, «Fake news», a-s-t-r-a Gallery

-И художник, и журналист говорят правду, если журналисту дают её сказать? 

Журналист берет на себя ответственность. А художник всегда свободен, потому, что если он не будет свободен, он не будет художником, будет просто ремесленником. Художник, если не будет честным с собой и с аудиторией, даже, если его не понимают, он не художник, он просто занимается покраской стен, ремеслом — не интересно. В этом уникальность и художника, и философа, и ученого, и настоящего предпринимателя — это люди, которые могут быть провидцами, визионерами будущего, считывать интуицией мир, который ещё не вербализован, не высказан никем и привнести это в настоящее. Поэтому мы знаем так много непризнанных гениев - они настолько далеко уходят, настолько из будущего забирают, что просто не своевременны конкретно сейчас, а через сто лет это будет прорывом. Позиционирование себя художником связанно с манифестацией, если человек не готов сказать «я — художник» и защитить то, что он делает, то зачем называться художником, аналогично и про журналистов.

Сергей Дорохов, «Пока не все дома», a-s-t-r-a Gallery

Текст: Михаил Ситников, Instagram

Эхо блазара 3 - Алина Крюкова
Эхо блазара 3 - Алина Крюкова