"Энвиль. Начало" — выставка Энвиля Касимова в Ижевске
23 января в Ижевском выставочном центре “Галерея” открылась выставка “Энвиль. Начало”, приуроченная к 60-летию Энвиля Касимова. Художник покинул наш мир летом 2020 года, но язык не поворачивается назвать выставку “мемориальной” или “памяти”. Никто не говорит об Энвиле в прошедшем времени (не будем и мы). Экспозиция, подготовленная кураторами Еленой Куприной-Ляхович и Александрой Даниловой, по тональности вышла такая же — тонкая, ироничная, трогательная, очень живая, но одновременно многослойная и глубокая.
Текст: Надежда Лисовская
Кураторы Елена Куприна-Ляхович и Александра Данилова на открытии выставки "Энвиль. Начало". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Идею выставки к своему юбилею Энвиль придумал и начал реализовывать в начале прошлого года, но, к сожалению, не успел. Она должна была называться “Начало. Про рыб” и репрезентировать одноименную серию работ. Кураторская группа приняла решение частично оставить название, но существенно расширить экспозицию, дополнив ее произведениями разных периодов, включая ранние студенческие работы. Однако, со слов кураторов, эта выставка ни в коем случае не является ретроспективой творчества художника, а лишь презентует самые знаковые работы каждого из проектов.
Выставка "Энвиль. Начало". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Энвиль не просто талантливый художник, заметный на политической сцене Удмуртии деятель или человек, формирующий информационное поле республики, у него редкий талант — образовывать вокруг себя целую экосистему. Находясь в Ижевске только и слышишь: “это придумал Энвиль”, “это сделал Энвиль”, “организовал все, конечно, Энвиль”. Буквально все, что видишь и о чем слышишь — от Музея воды в старой водонапорной башне и арт-резиденции для молодых художников до фестиваля ледяных Ангелов и Архангелов и филиала могилы Малевича — все “маркиза Карабаса”, то есть Энвиля Касимова и его друзей. Как писала во вступлении к каталогу выставки ее сокуратор, основатель Е.К.АртБоро Елена Куприна-Ляхович: “Касимов создавал возле себя совершенно новую действительность, причем не только художественную, то есть обладал даром, доступным лишь очень немногим подлинным авангардным творцам”.
Энвиль Касимов, из проектов "Детское" и "Лук". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Энвиль всегда работал сериями, проживая и прорабатывая одну тему с зачастую противоречивых ракурсов и в различных медиумах — живопись, ассамбляж, видеоарт — художник открыт любым экспериментам. Например, одна из серий, “Лук”, включает в себя великое множество произведений — картины на холстах, камнях, лопате и железной воронке, скульптуры и эксперименты с живыми растениями — несколько лет Энвиль исследовал суть и в прямом смысле слова многослойность такой простой на первый взгляд формы.
Энвиль Касимов, из серии "Лук". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Один из самых противоречивых проектов “ПротоБарби”, частично милый, иногда довольно зловещий — ассамбляжи из разного размера кукол и самых неожиданных предметов от частей других игрушек до черепов животных и птиц.
Энвиль Касимов, из серии "ПротоБарби". Фото: Удмуртская правда
Очаровательные зверушки с выразительными глазами, в которых, по словам искусствоведа и сокуратора выставки Александры Даниловой, “прячутся тайны бытия” гармонично соседствуют в экспозиции с античными сюжетами из серии “EX’PORT” и яркими натюрмортами.
Энвиль Касимов, "Вишни" и из серии "Детское". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Знаковой фигурой, к которой он относился с особым трепетом, для художника был Гагарин. “Я родился, а он полетел”, — писал Энвиль в одном из своих стихотворений. К слову, опубликовано 3 поэтических сборника, а избранные стихи вошли в экспозицию выставки.
Энвиль Касимов, из проекта "Поехали" и дипломная работа "Железнодорожники". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Еще одним интересным проектом была “Личная переписка”: художник писал и отправлял дружеские письма давно умершим гениям от Шекспира до Джона Леннона, от Ганса Христиана Андерсена до Че Гевары. Красиво оформленные конверты возвращались в Ижевск ввиду отсутствия адресата по указанному адресу, а на выставке зритель имеет возможность почитать трогательные, житейские, пронзительно изящные, личные, доверительные и очень глубокие тексты. “Кумышка лучше виски”, — сообщает Энвиль Джорджу Вашингтону, “Ты меня порадовал своей книгой о Заратустре. Интересно. Образы неожиданны. Язык свеж”, — хвалит он Ницше, “Я купил на прошлой неделе айпад. Это наивысшая степень эволюции, Чарльз”, — хвастается он Дарвину и зовет Малевича в гости “порисовать квадратики”.
Энвиль Касимов, из проекта "Личная переписка". Фото: Удмуртская правда
Поскольку со всеми Энвиль уже подружился, то там, где он сейчас ему точно не скучно, а мы здесь постараемся сохранить все, что было им создано одновременно с большой любовью и тонкой иронией.
Выставка "Энвиль. Начало". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Выставка в выставочном центре “Галерея” (Ижевск) продлится до 31 января.