Генеральная репетиция в ММОМА

Текст и фото: Анастасия Мариловцева

Редактор: Анна Киященко

В ММОМА на Петровке открылась выставка «Генеральная репетиция», совместный проект музея, фонда V-A-C и фонда KADIST.

«Генеральная репетиция. Представление в трех актах» - не выставка в привычном понимании. Кураторы – а их здесь целых 16 – этого масштабного кроссдисциплинарного проекта выстраивают художественную экспозицию по законам театрального мира. Три режиссера пишут три самостоятельных сценария, проводят кастинг, затем пробы, и, наконец, роль достается самому убедительному претенденту. Всё это происходит с небольшой оговоркой: в качестве актеров предстают произведения искусства. 

Зритель, введенный в замешательство одним лишь названием то ли выставки, то ли постановки, на входе получает путеводную карту. Без нее нельзя никак: задействованы целых три этажа особняка на Петровке, и перемещение по залам происходит по строго определенному сценарию. 

На первом этаже зрителя встречает инсталляция «Снова больше вещей (Разрушение плиты)» британского художника Майка Нельсона. Работы таких знаковых мастеров, как Бранкузи, Джакометти и Мур, соседствуют со статуэтками из Конго и Нигерии. В центре композиции – «Костер» (2012) польского скульптора Павла Альтхамера: через полурасплавленную конструкцию из пластика, металла и смолы проступают нетронутые слепки лиц. Художник Нельсон объединяет объекты, словно живых актеров, в немую сцену: все наблюдают безмолвную агонию догорающего костра, думая: «Кто из нас следующий?»

Свыкшись с мыслью, что актерами могут быть и неодушевленные объекты, зритель отправляется на третий этаж и попадает в хранилище. Здесь, в ожидании благоволения режиссеров, томятся 200 объектов-актеров из коллекций V-A-C, ММОМА и фонда KADIST. Кураторы сгруппировали работы в восемь «формаций, в соответствии с их исполнительскими навыками и способностью воздействовать на мир». Так, в зале «Вымыслы» собраны, среди прочего, графическая серия «Для бедной уборщицы» (1990-е) Дмитрия Пригова, видео Виктора Алимпиева «Корона», визуально-текстовая и звуковая работы из проекта «Прекрасен облик наших будней» Кирилла Глущенко. А, к примеру, среди населения формации «Перевоплощения» прописались пересмешники Юрий Альберт (серия «Я не…») и Авдей Тер-Оганьян («Анри Матисс. Нимфа и сатир», 2002, «Пикассо. Варианты натюрморта», 1992). В каждой из формаций встречаются пустые пятна на стене, обрамленные черным контуром. Это места отобранных режиссерами и покинувших хранилище везунчиков.

Наконец, зритель оказывается на втором этаже, в сердце проекта. Именно здесь разворачивается театрализованное действие в трех актах. Текст для первого акта, который продлится до 12 июня, написан объединением «Театр Взаимных Действий» по мотивам знаменитой «Чайки» Антона Чехова. Визионер Чехов заложил в свои пьесы огромное внутреннее пространство, предусмотрев возможность бесконечных трактовок (вспомним хотя бы «Чайку» Бориса Акунина). В каждом из 15 залов, следуя либретто, разворачивается действие, фокусирующееся на отдельных сценах или героях. Так, в «Рассуждениях об актере», среди прочих, Владислав Мамышев-Монро (серии «Сказки о потерянном времени», «Месяц» и «Метаморфозы монарха» из обширного собрания ММОМА приятно увидеть снова, спустя почти три года после ретроспективы «Архив М» на Гоголевском) неизбежно встречается со своей американской визави Синди Шерман. В «Пробах на роль Аркадиной» участвуют клыкастая «Вампирша» (2013) Урса Фишера, «Девушка на фоне камина» (1915) Амедео Модильяни и фотографический портрет Мареллы Аньелли (1953) авторства Ричарда Аведона. После длительного спора о красоте и реализме суд Париса выигрывает «Костюм Анако» Алигьеро Боэтти (1989), «тем более, что Аркадина всегда прекрасно одета». В финале звучит выстрел («Бал-маскарад», 2004-2005, Йонка Шонибаре) и, после длительных размышлений о кончине Треплева и смерти, наступает неожиданная для фигуративного театра жизнеутверждающая развязка – жизнь важнее искусства. 

Нетривиальное обращение художников с каноническим текстом доказывает нам, что свежее прочтение обросшей клише пьесы возможно, «даже если вы забыли сюжет “Чайки” или вовсе ее не читали». Более того, получает право на существование полноценная альтернатива первоисточнику. 

Весь же проект «Генеральная репетиция», помещающий в диалог принадлежащие к разным эпохам и культурам произведения, возвращает нас к давнему вопросу о роли куратора и медиации в формировании смыслов. Если принять тезис французского куратора Флоренс Дерье о том, что вторая половина двадцатого века «не является более историей произведений… но историей выставок», то совместный проект ММОМА, фонда V-A-C и фонда KADIST представляется полноценным продолжением этой тенденции. 

А «Чайку» перед походом на выставку перечитать всё же стоит.