ХХ век: история в манекенах, кроликах и свиньях
Впечатляющая выставка Идессы Хендлиз «Death to pigs» в Кунстхалле Вены.
Текст: Алексей Мокроусов
Фото: Kunsthalle Wien
Поначалу с трудом веришь, что эта выставка называется Death to pigs – “Смерть свиньям!”. Потому что первое, что видишь, когда входишь в полутемные залы венского Кунстхалле, это дерево. Сперва какие-то мелкие предметы, затем огромные манекены, стоящие в стеклянных витринах, потом манекен лежащий, а следом – зал, наполненный десятками, если не сотнями манекенов всех размеров и оттенков. Есть здесь и старинные, есть и те, что канадская художница Идесса Хендлиз (Ydessa Hendeles) сделала специально к этой выставке.
В Кунстхалле два просторных этажа, обычно здесь показывают две выставки одновременно (или одна открыта, вторая готовится). Для первой же ретроспективы в Европе Хендлиз отдали все пространство, случай, нечастый в истории выставочного зала. Но и обликов у Хендлиз много – коллекционер, куратор, галерист (галерея, открытая в 1980-м и поддерживавшая канадских авторов, просуществовала восемь лет) и основатель Ydessa Hendeles Art Foundation, действовавшего с 1988 по 2012 год. Саму художницу сегодня представляет галерея из Торонто Barbara Edwards Contemporary.
Ydessa Hendeles. Death to Pigs, Kunsthalle Wien 2018, Foto: Stephan Wyckoff
Коллекционерские увлечения проявляются во многих инсталляциях, где встретишь по соседству шесть шведских ключей XVIII века и французский манекен женщины конца XIX столетия, держащей голову мужского манекена (Blue Beard («Синяя борода», 2016), старинные английские детские книги и витрины полуторавековой давности из собрания лондонского музея Виктории и Альберта From her wooden sleep… («Из ее деревянного сна…», 2013), вентилятор и огромный заводной автомобиль с крыльями, созданный Хендлиз по образцу игрушки, популярной в оккупированной Германии после второй мировой войны (THE BIRD THAT MADE THE BREEZE TO BLOW («Птица, заставившая встрепенуться бриз, 2006–2011). Помещенный в стеклянную капсулу автомобиль занимает центральное место в пространстве второго этажа.
Работы отсылают как к биографии автора, так и к коллективной памяти зрителя. Они неразрывно связаны – Хендлиз вспоминает о судьбе родителей, переживших Холокост и уехавших после войны из немецкого Марбурга в Канаду, а давшая название выставке работа «Смерть свиньям» (2015-2016) напоминают не только о сказке о трех поросятах, но и банде Мэнсона, которая серией убийств в Калифорнии летом 1969 года фактически положила конец «лету любви» и подвела грустные предварительные итоги в принципе совершенно далекому от нее нон-конформистскому движению (немногие в нем читали «Преступление и наказание», тем страшнее оказались осуществленные в реальности чудовищные вариации на темы Раскольникова). Самая же большая инсталляция в Вене, From her wooden sleep..., объединяет в огромном зале сотни манекенов, те сидят на скамьях, примостились в полутемных углах, разлеглись в витринах. Оказавшись в их окружении, зритель становится частью огромного театра, где он и публика, и актер одновременно. Пустые глазницы деревянных кукол рассматривают входящих с невозмутимостью соглядатая, спокойствием профессионального вуайериста, повсюду обнаруживающего сюжеты неснятого телесериала. Под перекрестьем недопроявленных взглядов изменяется и зритель, он оказывается частью спектакля, происходящего то ли в церкви, то ли в суде, не столько обещающего справедливость, сколько создающего атмосферу, поэтический метатекст, среди персонажей которого и Робинзон Крузо, и Кот в сапогах в иллюстрациях Гюстава Доре, и герои ставшей популярной в начале прошлого века книги Элен Банерман «История маленького черного самбо» и другого детского бестселлера с картинками Denslow’s Mother Goose (это американская версия «Сказок Матушки). А Veronica’s Veil/Tigers’ Tale («Плат Вероники / Рассказ Тайгера», 2016–2018) отсылает к сценам крестного пути, когда нерукотворный лик Спасителя запечатлелся на льняном платке, поданном ему святой Вероникой.
Ydessa Hendeles. Death to Pigs, Kunsthalle Wien 2018, Foto: Stephan Wyckoff
Экспозиция оборачивается сюитой из 11 инсталляций, которые варьируются автором от выставки к выставке, она строится на союзе пережитого, рассказанного и проинтерпретированного, в итоге складывается очередной портрет ХХ века. Как обычно, когда речь идет о настоящем в искусстве, не все из пережитого рассказано, не все из рассказанного пережито, но все стремится оказаться быть проинтерпретированным, и не потому, что если не постил – будто и не было.
Иные инсталляции создаются на протяжении многих лет, Хендлиз дополняет их новыми элементами. Так, в диораме Predators & Prey (The Denslow’s Mother Goose Project), «Охотники и жертва», 2005–2017) изначально состояла из пары фарфоровых кукол, изображавших девочку и гусыню, их обрамляли 49 листов из первого издания книги. Указывая на нарисованную птицу, гусыня словно говорит – «Я понимаю, кто это, а вот кто ты?». Сами куклы отсылают к витринам начала века, где они выставлялись ради рекламы книги. В этом году к композиции под стеклянным куполом добавилась еще пара сумок – винтажная, в форме пуделя, сделанная в 1950-е года в Бельгии по заказу американской Walborg Corp., и сумка «Kelly Doll» фирмы Hermes. Сумки отсылают к проблеме каталогизации, схожести и разграничения. Не сразу и поймешь, насколько универсальна эта связь между сумочками и миграцией, именитым лейблом и познанием Я и Другого.
И даже если не поймешь, впечатление завораживающее.
Выставка открыта до 27 мая 2018 года.
К выставке вышел содержательный бесплатный буклет, он выдается при входе. Информацию к каждому из экспонатов на английском языке можно получить при помощи QR-Code.