Искусство по соседству

Текст: Елена Бугакова

Продолжается 6-ая Московская международная биеннале молодого искусства. До 31 июля в галерее «Нагорная» в рамках Параллельной программы проходит проект «Соседи» – групповая выставка о связи района и искусства, зрителя и художника.

Соседи – простое и знакомое каждому слово, часто скрывающее неопределённость.  Многих ли соседей мы знаем? И хорошо ли? Куратор проекта Аля Хестанти и другие участники выставки предлагают познакомиться с произведениями художников, живших, выставлявшихся или работавших в Нагорном районе – эдакое искусство по соседству. Между тем, нельзя сказать, что выставка тематически выстроилась полностью на локальном контексте – прямых обращений к городу здесь не много. 

Первый из трёх залов как раз выглядит пёстрым и разнообразным и встречает зрителя непростой связкой из документации аудио-инсталляции Марии Заикиной «Прибытие поезда в Исландии. Город Блёндоус» и скульптурой Али Хестанти «Алоизиус». Если последняя работа перекликается с керамикой Андрея Бартенева «Медведь “Круги и линии”», то связи первой выявить непросто. 

В зале выделяется несколько тем. Во-первых, процесс и бытие, переданные в триптихе Петра Чумакова «Как это бывает» о неудачных попытках создать хорошую работу. Продолжает мысль скульптурный триптих Гургена Петросяна «Превращение» с явной отсылкой к «Шагающему человеку» Альберто Джакометти, а завершают – отрывки из видеоисследования «WTFIGO» Марии Сокол, в котором представители арт-сообщества открывают двери своих шкафов, подтверждая или развенчивая мифы о творческих людях. 

Во-вторых, стереотипы и стереотипность. Отчасти об этом «Фотороман “Здесь с любовью не шутят, или как выйти из кризиса”» Людмилы Горловой: серия фотографий с оформленными самым типичным шрифтом цитатами из серии: «Для мужчин деньги – власть, для женщин – независимость». Александр Чернявский в «Новых сокровищах Али-Бабы» развивает тему поддельных брендов через помещённые в картонную золотую рамку картинки из дешёвого интернет-магазина – «магические знаки счастья и успеха для всех», постепенно обесценивающие штучный дорогой товар. В обратную сторону движется «ММОМА Симферопольский. Отдел сов» – коллекция сувенирных статуэток, которые, получив номер от художницы Кати Исаевой, становятся уникальными, ценными экспонатами «музея».

Второй зал пейзажами и яркими цветами погружает в мнимую идиллию – в каждой работе содержится подвох. Живопись Кирилла Жилкина из «Светлой серии» в насыщенности и яркости соревнуется с картинами Тёрнера, но образы в ней скорее пугают: оскал животного, пламенный вихрь и совсем абстрактное тёмное пятно в окружении жёлтых разводов. И дальше противоречивых эмоций только прибавляется в «Эффекте присутствия» Татьяны Кроль – серии из мирных бархатных картинок с оленями на природе и изображением боевых самолётов. В центре композиции – инфантильный «Единокот» Александры Ивлевой Weld Queen, который должен бы наконец унести всех в страну счастья, но не двинется с места. В инсталляции Марины Руденко «Научно-популярное, научно-познавательное, научно-развлекательное» три банки на розовом, жёлтом и зелёном пьедесталах наполнены резиновыми ящерицами, лягушками и змеями. По-детски красочное оформление сосуществует с имитацией заспиртованной смерти. Такая смесь волнует и настораживает, как и набор предметов в видео Наташи Данберг «Багаж». Вряд ли кто-то желает обнаружить в сумочке одновременно помаду, пилу, копчёную рыбу и ребёнка – весьма неприятное соседство. 

Последний зал наконец выстраивается вокруг Нагорного района и окрестностей. Одна из заметных работ-исследований – инсталляция Ильмиры Болотян «Здесь был Дом Марии» – рассказывает о религиозно-благотворительной организации, существовавшей в жилом здании на улице Ремизова. Более 10 лет там помогали бездомным на деньги из-за рубежа и поклонялись Святым Дарам. Свой опыт работы в Доме Марии художница представила в виде книги-дневника с текстами и фотографиями. От людей происходит переход к ландшафту и фотокниге «33 или тайный язык города», в которой Катя Исаева собрала орнаменты газонных ограждений – алфавит местности для горожанина. 

Настоящей кульминацией становится масштабная проекция видео Манич «Нижние котлы». Эта едкая интерпретация жизни представляет собой «Карту Ада» Боттичелли, на уровни которой наложены нелегально взбирающиеся на платформу пассажиры. Интересно, что станция «Верхние котлы» помещена на самом верху, а «Нижние котлы» – внизу: проявляется историческая иерархия внутри района, дополненная смесью запахов от флакончиков старых духов из инсталляции Лены Эйфель «Дух Котловки». 

Среди новых работ (предыдущие сделаны в 2015-2018 годах) появляется видео из 2009-го, хотя показанные в нём улицы не отличаются от сегодняшних. «Секрет» Валерия Айзенберга и Константина Аджера – трёхчастная композиция о городе, звуке и механике шага одновременно. Сначала слышен только звук. Далее в основной части появляется герой, идущий по улицам с привязанной к ноге камерой. Кадры смонтированы так, что с каждым взмахом вверх над дорогой появляется новый пейзаж. От быстрой смены локаций начинает кружиться голова. В конце зрителя ждёт отдых – секунды тишины и статичной картинки.

Вся выставка похожа на это видео: она настолько разнообразна, что нужно быть готовым к обилию тем и впечатлений. И хотя последний зал больше похож на ожидания, другие залы не менее интересны. Вместе они составляют закольцованную экспозицию – многогранных «Соседей», порой таких же непредсказуемых, как наши соседи по дому.