Капля жизни в каждом мазке: персональная выставка Никиты Макарова в МУАР
Если бы все шло по плану, сольная выставка московского живописца Никиты Макарова состоялась бы ещё осенью 2020-го. Но так как последний год наше видение будущего подвергалось цензуре реальности с невиданной беспощадностью, проект открылся лишь в прошлые выходные: в историческом здании Аптекарского приказа (Музей архитектуры им. Щусева) — с его низкими сводчатыми потолками и выбеленными стенами. Никита Макаров — известный в столице пейзажист, член-корреспондент Российской академии художеств. Его изысканные и очень трудоемкие работы в технике темперы размером чуть больше альбомного листа вы могли видеть в Московском музее современного искусства, ЦВЗ «Манеж», галереях Askeri и Totibadze, а также за границей — в Нью-Йорке и европейских странах.
текст: Юлия Крышевич
Новая выставка так и называется ‘Nikita Makarov: in propria persona’, что можно перевести с латыни как «Никита Макаров: собственной персоной», а ещё подумать: не о ретроспективе ли художника идёт речь под таким громким заглавием? Но нет — временной охват проекта — последние два года художественной карьеры Макарова, которые он, судя по сюжетам картин, в значительной степени провёл у берегов Италии и Испании. В чем особая важность этого периода для живописца, остается гадать (или спросить у него напрямую), но совершенно ясно другое — именно сейчас, когда мы неспешно выходим из вынужденного затишья, полезно вспомнить о греющих душу моментах — так проще вернуться к жизни. Кстати, сказать, что это проект о жизни, будет, пускай, обобщенным, но точным попаданием. «Здесь нет дидактики, нет политики. Это искусство в чистом виде, оно должно делать людей лучше. Чтобы каждый пришел и ощутил частичку себя» — улыбаясь, рассказывает о выставке художник.
Никита Макаров. фото: Дмитрий Чунтул
Но вернёмся к названию проекта: в чем находит свое отражение персона автора? Оказывается, много в чем: не только в предшествующем жизненном опыте, но и во влиянии других мастеров, коллег по цеху. На живописную манеру Макарова влияние оказали, как минимум, четыре художника: французские постимпрессионисты Жорж Сёра и Пьер Боннар, американский модернист Эдвард Хоппер и представитель московского концептуализма Илья Кабаков — каждому из них посвящена отдельная часть композиции. Куратор выставки ‘Nikita Makarov: in propria persona’, Дарья Котлярова решила придать цвет этикеткам к работам в соответствии с творческим «периодом» Макарова, который можно определить через сходство манеры с кем-то из гениев. Ещё одна отсылка к фигурам предшественников: четыре стула в центре зала, с цитатами (правда, неподписанными) Сёра, Боннара, Хоппера и Кабакова на постаментах. Конечно, стул — это метафора: стул задаёт тон диалога и, в принципе, его начинает, ведь какой серьезный разговор стоя?
фото: Наталья Польская
Влияние французских коллег в работах Никиты Макарова читается легко и сразу: налицо — пуантель основоположника данного метода Жоржа Сёра и восхитительный колоризм Пьера Боннара. Что касается Эдварда Хоппера и Ильи Кабакова, взаимосвязь не столь очевидна, но, при желании, ощутима. В процессе создания выставки художника вдохновила цитата Хоппера о его цели в живописи, а именно «очень точно перенести на полотно <...> самые сокровенные впечатления от природы». Подобное стремление к естественности и реалистичный настрой были свойственны американскому модернисту на протяжении всего его творческого пути — они же приходят на ум при взгляде на работы Макарова: чем сильней отдаляешься от картины, тем неотличимей изображённое от изображаемого. В целом, это характерно для картин в духе пуантилизма, но говоря о живописи Никиты Макарова, важно отметить одну особенность: художник умеет передавать атмосферу места, которая растекается, заполняет собой пространство вместе с тугими мазками, что просят дистанции для любования. Впрочем, для пытливых в экспозиции также предусмотрены лупы, а одна из работ «Ночь. Пиза» (2020) и вовсе представлена под увеличительным стеклом.
фото: Наталья Польская
Провести параллель между творчеством Макарова и московского концептуалиста Ильи Кабакова можно вспомнив авторский приём последнего — жанр тотальных инсталляций. Никита Макаров также стремится погрузить зрителя в эмоциональную среду, подарить ему определенный чувственный опыт: подобно инсталляции, значение на выставке придается пространству между человеком и картиной.
фото: Дмитрий Чунтул
В рамках проекта ‘Nikita Makarov: in propria persona’ представлено около 30 пейзажных работ автора, вдохновленных его поездками по Средиземноморскому региону. Пляж на озере Гарда, оживленная площадь в Риме, вид на Гранд-канал в Венеции — особые чувства у художника вызывает Италия. Никита Макаров признаётся, что многому научился у старых итальянских мастеров и просто беззаветно любит эту страну как место для жизни и творчества. Вряд ли автор пытается сказать что-то новое своими картинами: пейзажи Макарова изящно напоминают о простом и вечном: текучести времени, красоте мгновения, великолепии природы. Но несмотря на легкое впечатление от работ, в основе их исполнения лежит кропотливая техника — темпера по левкасу — которая под силу не каждому художнику.
фото: Дмитрий Чунтул
Примечательно, что именно живопись темперой по левкасу на деревянной основе характерна для иконописи. Небольшой формат картин и их солидное обрамление (плотные рамы цвета темного шоколада изготовлены из хлопкового дерева) также отсылают к иконам. Это можно объяснить прошлым художника: Никита Макаров окончил мастерскую монументальной живописи института им. Сурикова в 2008 году, участвовал в росписи Храма Христа Спасителя. Парадокс? Скорей, метаморфоза творческого пути. Так сложилось, что живописец часто путешествует, вдохновляется и стремится как можно точней и полнокровней передать увиденные образы. Выставка ‘Nikita Makarov: in propria persona’ — своего рода промежуточный итог этого процесса. Серия пейзажей как дневник впечатлений — о жизни, в цвете и свете, о любви и об искусстве.
Выставка ‘Nikita Makarov: in propria persona’ продлится до 7 марта в Государственном музее архитектуры им. Щусева по адресу: Воздвиженка, 5/25, Аптекарский приказ