Криминальное искусствоведение: интервью с международным экспертом по подделкам Джеффри Тейлором

Профессор Джеффри Тейлор - директор магистратуры в Университете Западного Колорадо, ведущий специалист по подделкам произведений искусства и один из основателей Нью-йоркской лаборатории художественной криминалистики, которая анализирует художественные подделки, а также решает вопросы аутентичности и атрибуции. Одним словом Джеффри Тейллор на сегодняшний день один из ведущих специалистов в мире в области "криминального" искусствоведения, человек эрудированный и фантастически обаятельный.

Текст: Екатерина Павленко

II место в конкурсе текстов о современном искусстве «Сменим тему» в номинации "Интервью" 

 

Господин Тейлор, думаю, что Вас неоднократно сравнивали с Вашим вымышленным соотечественником, профессором Робертом Лэнгдоном, героем ряда романов Дэна Брауна. Так откуда пошло «криминальное искусствоведение» и каковы его методы?

О, это самый популярный среди задаваемых мне вопросов! Как мир искусства узнал то, что узнал? Как установить, что перед нами: аутентичный Леонардо или нет? 

На самом деле, «криминальное искусствоведение» как система знаний стала формироваться в начале XIX, примерно тогда, когда Джованни Морелли озадачился вопросом как отличить подлинное произведение любого великого мастера эпохи Ренессанса от работ его последователей. Так родилась интересная теория, названная сейчас методом Морелли, основанная на том, что если кто-то копирует подлинную работу мастера, то все внимание он концентрирует на очевидных атрибуциях. В результате, на картине проступает безупречный лик мадонны, но мелкие детали выпадают из поля зрения последователя и, как результат, такие детали как неточно прорисованные кисти рук, пальцы, ушные раковины – выдают его целиком.

Идеи Морелли оказали колоссальное влияние на других экспертов: так родилась теория «очевидной тождественности», то есть похожести на стиль мастера. Метод работал до грандиозного скандала ХХ века, связанного с судом над Ханом ван Меегереном.

Джеффри Тейлор 

То есть, по сути «криминальное искусствоведение» - это явление нашего времени?

Конечно, это самое, что ни на есть современное явление, тесно связанное именно с современным искусством, но это актуальное явление, черпающее вдохновение в чем угодно, в том числе и стародавних временах. Собственно, именно история ван Меегерена, сподвигла меня выделить, изучить и обосновать феномен, который я назвал Corruption of knowledge или «подделка происхождения». Возможно, именно ван Меегерен был первым, кто понял, как подделывать историю.

Его история началась с того, что он банально скопировал манеру письма Яна Вермеера, не трудясь особо над приданием аутентичности подделке и, конечно, она была без труда раскрыта.

Что же он сделал далее? Думаете стал подделывать искуснее? Нет! Он стал создавать картины в стилистике, не имеющей ничего общего с Вермеером. На эту идею его натолкнула теория Абраама Бредиуса, именитого эксперта того времени, кстати, раскрывшего его первую подделку.

Бредиус считал, что, прежде чем, окончательно обосноваться в Делфте, Вермеер совершил путешествие по Италии, где попал под влияние Караваджо и создал серию картин религиозного содержания, которые рано или поздно должны где-то всплыть.

Надо ли говорить, что эта гипотеза безмерно вдохновила ван Меегерена? Недолго думая, он представил на суд общественности «Вермеера религиозного периода» собственного авторства и (о, чудо!) Бредиус подтвердил «подлинность» представленного ван Меегереном полотна, что дало индульгенцию на публикацию всех остальных семи картин поддельной «серии», которые визуально ничего общего с привычным Вермеером не имели.

Итак, подлинность первой картины была подтверждена в 1937 г., а вот последняя стала известна широкой публике только десять лет спустя. Дело в том, что во время войны ее за большие деньги приобрел Герман Геринг. Когда картина, проданная ван Меегереном, была обнаружена у высокопоставленного чиновника Третьего рейха, последнего немедленно обвинили в сотрудничестве с нацистами и в распродаже национального достояния Нидерландов.

Картина "Христос и грешница" Хана ван Меегерена из коллекции Геринга,  источник: kommersant.ru

То есть Ван Мегереена посчитали жадным и беспринципным продавцом, но не автором скандального полотна и собирались его за это повесить?

Да. И был суд. И на суде под давлением обстоятельств ван Меегерен выступил с речью. Он сказал: «Боже! Да как Вы могли поверить, что я, патриот своей страны, продал этому чудовищу подлинного Вермеера? Я продал ему свои картины!»  И ведь это была правда, в которую никто не поверил. Единственным способом подтвердить свои слова было создать девятую картину в стиле Вермеера. Так появилось полотно «Христос и целители», 1947 г.

Из зала суда ван Меегерен вышел героем, надувшим нацистов.

Ван Меегерен пишет картину для судебного эксперимента, источник: Википедия

Думаю, что это сослужило недобрую службу миру искусства. Разве оправдание де факто откровенного мошенничества не спровоцировало появление последователей?

Как посмотреть. Предметы искусства подделывали всегда. Но до ван Меегерена подделывали в основном только объекты. После него стали подделывать все: биографии, истории происхождения, всю сопутствующую атрибутику и т.д. Логично, что в этом аспекте наш следующий персонаж — Элмир де Хори (наст. имя Элемер Хофман). Элмир де Хори был первым, кто создал подделку из собственной жизни. 

Родившись в мелкобуржуазной еврейской семье в Будапеште, Элмир де Хори выдавал себя за австрийского аристократа. 

Впрочем, большей частью де Хори работал посредством дилеров: Фернанда Легруа и Реала Лессарда. Именно они стали соавторами метода придания подлинности продаваемым картинам посредством легенд. Они стали использовать так называемые tipped-in plates, то есть вклейки с иллюстрациями в старинные художественные альбомы 30-40-х годов ХХ века.

Метод был довольно прост. Покупался альбом, посвященный, например, творчеству Модельяни с описанием требуемой картины. Оттуда изымались подлинные вкладки с изображением той самой картины. Де Хори на их основании писал собственные произведения, максимально точно имитируя руку мастера. Его подделки фотографировались, печатались на основе приобретенных вкладок. Новые вкладки помещались в альбомы. Вот и все: круг замыкался. В альбоме было описание картины, на вкладке - ее фальшивое изображение. Новому покупателю демонстрировался потенциальный объект сделки, книга с описанием и … поддельная вкладка. И кто после этого усомнится в подлинности?

Объективно, история де Хорна одна из самых увлекательных историй нашего времени. Когда возникла реальная угроза разоблачения, он решил спастись оригинальным способом, поведав подлинную историю своего «бизнеса» молодому писателю Клиффорду Ирвингу. 

Элмир де Хори, источник фото 

Ирвингу? Автору книги «Фальшивка»?

Именно! Сказать, что тогда мир искусства был шокирован – это не сказать ничего! Как могло бы быть иначе, когда выяснилось, что липовый Модельяни висит в музее Детройта, поддельный Пикассо - в Гарвардском музее и т.д.

Публикация книги стала знаковым событием. Само произведение мгновенно стало бестселлером, а Клиффорд Ирвинг – знаменитым писателем.

Кажется, он не очень хорошо кончил. 

Да, его сгубила жадность, когда он попытался создать фальшивку в области литературы, издав вымышленную биографию Говарда Хьюза – знаменитого миллиардера. Фильм «Авиатор» помните? Это о нем.

 Клиффорд Ирвинг, источник фото 

Фантастическая история!

Не то слово! Но самое забавное, что на этом она не закончилась. Ирвинг был осужден за издание фальшивой биографии. Отбывая срок, он продал права на свою первую книгу об Элмире де Хори некому господину по имени Кэн Телбот. Тот, в свою очередь, переиздал ранее выпущенную книгу «Fake» как принципиально новую, но второе издание отличалось от первого только четырьмя страницами эпилога. Там было размещено детальное объяснение Элмира о том, как он изготавливал поддельные полотна Моне, Гогена и Ренуара. И эти четыре страницы были проиллюстрированы десятью репродукциями созданных им фальшивых картин. 

Это были ранее неизвестные подделки? Какой смысл был их скрывать?

Никакого. Дело в том, что Элмир никогда не писал этих десяти поддельных картин: он не подделывал ни Моне, ни Гогена, ни, тем более, Ренуара … 

Где же тогда Телбот взял их? 

Он их купил в одной китайской мастерской, где работы ему продали как фальшивки Элмира, а на самом деле ему продали… Только не смейтесь! фальшивые фальшивки Элмира. 

Вы хотите сказать, что в наше странное время ценность получают поддельные фальшивки именитых мошенников? Хотя, чему удивляться, ведь часто продается не картина, а ее история. В этом аспекте у картин, созданных великими мошенниками, просто нет равных.  По сути, это картины детективного жанра, - жанра столь любимого публикой! 

Именно. За примерами далеко ходить не надо: имитация фальшивой картины Моне якобы авторства Элмира была продана в Новой Зеландии за 20 000 долларов США. И это не единичный случай. Мы уже имеем целый рынок фальшивых фальшивок картин, якобы именитых авторов.

А какого автора больше всего подделывают в мире? Позвольте, угадать. Видимо, это кто-то из авангардистов?

Естественно! Больше всего в мире подделывают работы Джексона Поллока. Ведь все считают, что нет ничего более простого как расплескать ведро краски на пол. На самом деле все не так уж просто, но это совсем иная история. Кстати, очень смешная. 

Джеффри Тейлор