Мария Булатова: "Выставка Саши – про выход из собственного вакуума"
Над интервью работали Юлия Крышевич, Анна Киященко
Фото предоставлены пресс-службой ММОМА
До 25 ноября в ММОМА на Гоголевском бульваре можно увидеть выставку Саши Кочетковой «Комната для девятнадцати человек». Мы поговорили с художницей и куратором проекта Марией Булатовой о том, с чего начинается одиночество, стоит ли помещать стрит-арт в музей и почему иногда нужно наступать на горло собственной песне.
Мария Булатова, Саша Кочеткова
Юлия Крышевич: Саша, почему «Комната для девятнадцати человек»? Как пришла идея названия?
Саша Кочеткова: Все просто: на выставке есть проект сгоревшей комнаты – фотографии стрит-арта. В свое время в этой комнате поместилось 19 фигур – так родилась мифология. Мы решили использовать это название, так как оно объединяет в себе сухость подхода в измерении пространства людьми и какую-то таинственность.
Ю.К.: В проекте вы рассматриваете взаимодействие пространства личного и пространства публичного. Вам самой близка эта тема?
С.К.: Конечно, близка. Вообще, это персональный опыт каждого человека: все мы живем в социуме. На мой взгляд, соотношение личного и публичного – история про одиночество. Этой теме посвящена выставка.
Ю.К.: Мария, насколько я знаю, в фокусе курируемых вами проектов (например, выставки «Виновен» и «Прокрастинация») часто стоят очень личные переживания, чувства и эмоции. Проект «Комната для девятнадцати человек», в том числе и об этом. Расскажите, как ваш опыт связан с тематикой выставки.
Мария Булатова: Каждый куратор работает с тем пластом информации, о котором он имеет более-менее конкретное представление. Моя сфера – эмпатия и одиночество в социуме. Помимо названных вами групповых выставок на схожие темы у меня были проекты с Ильей Федотовым-Федоровым «Homo sapiens solitarius» («Человек разумный одинокий») и с Колей Онищенко «Non/existent» (про глубокое чувство одиночества и страха в контексте чернобыльской катастрофы). Наконец, Сашина «Комната для девятнадцати человек». Все это органично вписывается в тематическую парадигму, которую я некогда задала. Для меня важна тема сообществ: с одной стороны, люди всегда ищут подобных себе – по духу, роду деятельности, бэкграунду. С другой стороны, хотя мы говорим на одном языке, наши диалекты настолько различны, что зачастую разобрать и понять чужую речь становится невозможным, что уж говорить о точном выражении собственных мыслей и ощущений. Так или иначе, человек остается один на один со своими проблемами и решает их самостоятельно. Выставка Саши – про выход из собственного вакуума и попытку нащупать границу высказанного и артикулированного.
Открытие выставки "Комната для девятнадцати человек"
Ю.К.: Мария, а как сформировался ваш творческий дуэт с Сашей? Вы не сотрудничали ранее?
М.Б.: До нынешней выставки мы вместе работали над проектом «Мастерская 2016. Личные связи», выпускной выставкой студентов Школы современного искусства «Свободные мастерские», где я была одним из кураторов, а Саша – одним из участников. Как можно понять из названия, это все тот же тематический ряд. В фокусе выставки были совершенно разные связи: с самим собой, богом, партнером, комьюнити, государством. Саша представляла интересную серию работ, выполненных на пластике с изображениями пар, тела в которых переплетались и теряли собственную форму и границу. Что-то на грани эротики, но при этом довольно брутальное, в Сашином духе. В 2017 году я предложила ей сделать выставку вдвоем.
Ю.К.: Саша, немного о вас: вы окончили Московский государственный университет печати, участвовали в Свободных мастерских ММОМА. В какой момент вы окончательно поняли, что хотите быть художником?
С.К.: Мы живем в очень интересное время, в котором границы между категориями и жанрами размываются. Больше нет четкого деления на понятия «художник», «фотохудожник», «дизайнер» и прочее. Я всю жизнь занимаюсь тем, что мне нравится, и всегда экспериментирую. Я пробую свои силы в разных практиках, но все они так или иначе связаны с визуальной культурой.
Ю.К.: Саша, «Комната для девятнадцати человек» – ваша первая персональная выставка в музее. Чувствуете ответственность?
С.К.: Моя первая персональная выставка вообще состоялась три года назад в Галерее А3. Андрей Волков, в мастерской которого я училась, предложил сделать этот проект. Работы были более традиционные в смысле медиумов: живопись, графика и, кстати, мои первые работы в пластике. Тогда я волновалась, конечно. Но сейчас – дебют в Музее современного искусства – это еще большая ответственность! Хотя в ММОМА я училась все-таки – знаю площадку, это немного успокаивает.
Открытие выставки "Комната для девятнадцати человек"
Ю.К.: Мария, вы координатор образовательных программ в Школе «Свободные мастерские» ММОМА, куратор. В то же время вы занимаетесь теоретической деятельностью: читаете курсы лекций, пишите статьи. Что вам ближе: теория или практика?
М.Б.: Теория и практика в моей работе вполне совместимые вещи, и переплетение выставочной и образовательной деятельности тоже кажется естественным.
Ю.К.: Мария, а профессия куратора, это в первую очередь про что? Вообще и в России в частности?
М.Б.: Столько книг издано за последние годы, в которых формулируются задачи и принципы кураторства... Существуют разные уровни кураторства – куратор биеннале, галерейный куратор, куратор музейной ретроспективы… Быть куратором небольших выставок молодых художников легко и приятно. Работать вместе интересно и весело; несмотря на музейный и статусный формат, сохраняется определенная свобода высказывания; бюджеты скромные, многое делается своими силами и «на коленке». Зато отдача сильнейшая и есть ощущение, что участвуешь в формировании искусства «завтрашнего дня».
Ю.К.: Саша, есть площадка в Москве или в другом городе, на которой вы хотите сделать персональную выставку?
С.К.: Сейчас мне интересно рассматривать выставки, скорее как художественные проекты, интегрированными в разные среды. Если говорить о ближайших задачах, то мне бы хотелось делать выставки там, где уже задан определенный контекст, но изначально чуждые искусству пространство и среда. В ситуациях подобного внедрения и рождаются новые смыслы. Если говорить о географии, то мне бы очень хотелось поработать, например, в Арабских Эмиратах. Мне нравятся подобные места своей “пустотой”: она нуждается в наполнении, в отличие от таких городов как Москва или Нью Йорк, которые переполнены и меня не вдохновляют. Мне хорошо там отдыхать, но не работать. (улыбается)
Ю.К.: Саша и Мария, вопрос вам двоим. Представьте: вам снова предстоит сотрудничество. Первые мысли, которые приходят в голову: что это за проект?
С.К.: Я бы сказала, Маша – идеальный куратор персональной выставки. Она направляет, но никогда не настаивает. Это очень важно, учитывая, что мне всегда сложно формулировать, о чем мое творчество. Если бы нам удалось еще раз вместе посотрудничать, можно было бы сделать выставку в ММОМА, в Ермолаевском переулке. Там шикарный особняк в несколько этажей – большое пространство для творчества. Можно еще на Петровке или даже здесь, на Гоголевском: много места выделили Шепарду (прим.ред. Шепарду Фейри), как только он поедет домой, мы сможем занять всю площадку (смеется).
М.Б: На мой взгляд, для куратора делать персональную выставку гораздо сложней, чем групповую: здесь нужно уметь наступить на горло собственной песне и помнить, что главный герой все же художник. Например, в «Комнате для девятнадцати человек» Саша стремилась больше говорить об атомарности, а я – о взаимоотношении с внешним миром и о реакции на его равнодушие. Или, например, Саша не хотела связывать свой проект с пространством Сети и интернета, для нее чувственный аспект был более существенен. В групповой же выставке куратор сам выступает как художник, который пытается сформулировать свою мысль, подбирая к ней различные подходы. Поэтому я бы позвала к Саше кого-то в пару, работающего в близкой к ней технике или, наоборот, диаметрально противоположной, чтобы создать условия для конфликта.
Открытие выставки "Комната для девятнадцати человек"
Ю.К.: Вы считаете, стрит-арту не место в стенах музея? А как же Шепард Фейри, «Артмоссфера»? По-моему, проекты отлично вписались в выставочное пространство.
М.Б.: Я не люблю присутствие стрит-арта в стенах институций. Теряется смысл направления, контекст работ. Что касается Сашиной выставки, вряд ли ее работы можно назвать стрит-артом. Она использует некоторые приемы уличных художников – трафареты, аэрозольную краску, метод «бомбинга». При этом оставить изображение на стене заброшенного здания – это не главная Сашина цель. Это не образы, которые могут претендовать на самостоятельность. Это часть длительной ситуации, которую исследует Саша, в том числе путем создания паттернов на стенах. Другие ее методы – фотография, видео-арт, инсталляция – не менее важны для создания единого целого. Хотя Сашина натура – более чем бунтарская и отвечает представлениям об уличных художниках.
С.К.: У меня есть вопрос к использованию термина стрит-арт. Живопись или графику висящие в галерее нельзя называть стрит-артом только потому, что ее написал человек, практикующий уличное искусство. Стрит-арт может быть на улице, а в выставочном пространстве может быть, например, документация. Что касается упомянутых вами выставок, то первая Артомоссфера в 2014 была честным проектом и демонстрировал настоящий продукт субкультуры. Это было очень здорово, на грани уличного искусства и дизайна – такой подход я видела в Нью-Йорке, например, в легендарной Jonathan LeVine Gallery. Пусть это были декоративные работы, но они были качественными. Последующие проекты с каждым разом становились все хуже. Ощущение, что проекту немного стыдно за свои уличные корни и он пытается соответствовать представлению зрителя о Современном Искусстве. В этом смысле, Шепард Фэйри при той же декоративности, выглядит более убедительно и крепко, не пытаясь играть в концептуализм, а честно делая то, что он умеет и делает это хорошо.
Ю.К.: Вы можете представить, чтобы ваши стрит-арт работы поместили в музейное пространство?
С.К.: Все же стрит-арт нельзя поместить в выставочное пространство, можно поместить туда документацию, артефакты, скульптуру или графику например, но не сам стрит-арт.
Я много показывала свои стрит-арт проекты на выставках в разных форматах, например проект "Смена" демонстрировался в качестве двухканального видео с документацией процесса создания стрит-арта, или проект "Новогодние скидки" экспонируется как видео-инсталляция, на этой выставке мы решили показать стрит-арт серию через ряд фотографий, хотя именно этот проект скорее не стрит-арт, а граффити.