Обзор новой выставки «ТОЧКА – СВЯЗЬ.401» в легендарной студии «Непокоренные 17»
В небольшой галерее знаменитого пространства на Непокоренных, 17, представлена тотальная инсталляция арт-группы DRD4. Ее название «ТОЧКА — СВЯЗЬ.401» и сопроводительный текст отсылают к проблемам, которые актуализируются раз за разом – внутренние переживания от столкновения с катастрофами, жизнь в трагическом историческом моменте и их переосмысление.
Текст: Елизавета Губанова, куратор, искусствовед Центра Михаила Шемякина, автора телеграм-канала «Маслом вниз»
Инсталляция состоит из пяти элементов. С одной стороны, они довольно самостоятельны и интересуют как носители своей части глобального замысла – но, с другой - слишком самостоятельны для формата тотальной инсталляции, отчего могут показаться разрозненными. Первый, встречающий на входе – стилизованный под бетон высокий куб с маленьким глазком, сквозь который можно увидеть пляшущие внутри яркие огоньки. Художница, участница арт-группы DRD4 Юлиана Моргун назвала ее воплощением безостановочного и непредсказуемого бурления мощных сил, которые и вызывают сдвиги в нашем мире. Сами эти события выражены в виде подвешенной за угол под самый потолок черной ткани, покрывающей пол, из-за чего кажется, что она уходит ввысь из-под ног посетителя. Это неудобство – те самые нависшие над нами обстоятельства. Метафора в данном случае была выбрана крайне точно, ведь даже пытаясь насладиться выставкой, невольно косишься взглядом в сторону нависшей тени, чтобы не уронить ткань и не упасть самому; точно так же нас преследует смутная тревога и необходимость самоцензуры во имя выживания.
С другой стороны куба – два следующих элемента. Прежде всего обращаешь внимание на три полупрозрачных короба с неоновой подсветкой и тревожными лицами художников по всем четырем его боковым сторонам. Коробы являются практически единственными источниками света на выставке, распространяя мягкий цветной полумрак по небольшому помещению, но при своей визуальной эффектности, показались мне наименее репрезентативными и понятными. Именно это желание разгадать секрет замысла художников, а может, и желание заглянуть им в лица и узнать в этих гримасах собственные чувства и влекли посетителей к коробам, как мотыльков на свет. В самом деле, лейтмотив, заявленный художниками – внутренняя пустота и отсутствие корней – может вызвать отклик у каждого. К сожалению, его крайне сложно понять без сопроводительного текста, но так как пространство должно восприниматься общим целым пояснения к отдельным работам отсутствуют. Стоит отметить, что из-за этого зрителями было дано множество трактовок каждого объекта. Всякий посетитель вкладывал свою личную историю и актуальный смысл в восприятие инсталляции. Впрочем, в процессе арт-медиации Юлиана Моргун не оспаривала ни один из вариантов, хоть в конце обмена мнениями всегда подводила итог авторской версией.
Самым прозрачным и одновременно самым сильным объектом стала партиципаторная зона с двумя пуфами. Один из них расположился прямо перед неоновыми кубами. Второй, лежащий рядом, был в жалком и жутком состоянии, красноречиво представлявший собой ту самую катастрофу, речь о которой идет на выставке. Лучше всего этот объект работал именно во взаимодействии со зрителем: на меня произвела неизгладимое впечатление ясность и острота нынешнего момента, когда на чистом пуфике расположилась девушка, читающая книгу. Чем воспринимается ее спокойное с виду соседство с этой катастрофой: вынужденными обстоятельствами? Намеренным отрицанием истины? Отсутствием выбора? Каждый найдет свой ответ на этот вопрос, когда игнорировать парадокс современного момента, воплощенного в этих пуфах, будет невозможно.
Пятой частью выставки заведовал второй участник арт-группы DRD4, Дмитрий Такпажик. Это была игра под названием «Равновесие», настолка с картами, которые придумали художники для этой выставки. На картах написаны слова, характеризующие наше время – от «Прогресса» до «Боли», и каждый игрок должен был уравновесить карту «обратной стороной» этого явления, при желании объяснив свой выбор. В этой игре, конечно же, не было победивших и проигравших; это игра-размышление, в которую отчасти играем мы, сталкиваясь с апокалиптическими новостями, пытаясь пережить очередное потрясение. Это стало для меня еще одной запомнившейся художественной находкой на выставке.
Кстати, будучи ведущим игры, и с бесконечным терпением объясняя ее простые правила каждому желающему, Дмитрий Такпажик упоминал нежелание скатываться в «схоластику», то есть к формальным рассуждениям, не подкрепленным реальным опытом. Вторая участница арт-группы Юлиана Моргун, наоборот, отмечала присутствие на выставке уклона в ту самую «схоластику», но уже в значении рассуждения о чем-то большем, чем конкретные образы и узкие проблемы. И несмотря на острую актуальность темы, я соглашусь с Юлианой – инсталляция, в сопроводительном тексте характеризующаяся как «сон», действительно крайне метафорична. Она касается самой сути острых, волнующих нас тем, но делает это сквозь конструкции неочевидных образов. Разбираться в них крайне интересно, но отсутствие конкретики в описании инсталляции может заставить сомневаться в своих силах. Самостоятельные трактовки выходят зыбкими и шанс попасть в верную довольно мал: из всех прозвучавших на арт-медиации версий ни одна не совпала с авторской, хотя и не противоречила ей. Иронично, что первым названием выставки было «Смотри, покатились бусинки» - и оно, хоть и не отражает масштаба проблематики и чувств, охваченного авторами, с другой стороны характеризует эту разность объектов, что рассыпаны по инсталляции и каждому видятся по-своему. Впрочем, возвращаясь к текущему названию: быть может, именно эти объекты являются точками, самостоятельность которых не менее важна, нежели связь между ними.
Такая многоликость может восприниматься и как главным достоинством выставки, так и ее главным недостатком – в зависимости от того, насколько сами авторы готовы по-настоящему впустить зрителя в пространство своей инсталляции.
Выставка открыта до 13 октября. Показ после открытия по договоренности.
Контакты для связи: +7 (953) 149-43-71 Дима
Как добраться: БЦ «Непокоренных 17» последняя парадная, 4-й этаж
Художники: арт-группа DRD4 (Юлиана Моргун и Дмитрий Такпажик)
Куратор: Катя Финкельштейн