Обзор полетов Андрея Филиппова

До середины ноября в Фонде культуры “Екатерина” представлен большой ретроспективный проект “Небесная география, или Разбор полётов Андрея Филиппова”, собравший более 100 работ одного из ярчайших представителей московского концептуализма второй волны — от первых “проб пера” до, увы, последней серии автора. На двух этажах Фонда собраны произведения из настолько многочисленных коллекций, что даже давние друзья юности Андрея если уж не впервые их видят, то с трудом припоминают. 

"Небесная география, или Разбор полетов Андрея Филиппова"

Текст: Надежда Лисовская
Фото: Иван Недорез

Куратор выставки Елена Куприна-Ляхович решила не идти по стандартному пути построения экспозиции, распределяя произведения в хронологическом порядке или в соответствии с этапами “творческого пути”. Здесь картины, инсталляции и объекты объединены по совсем другим признакам — смысловым, иногда интуитивным, а в одном из залов так и вовсе цветовому.

"Небесная география, или Разбор полетов Андрея Филиппова"

Отдельно хочется отметить интересное архитектурное решение — практически во всех залах стены частично покрыты золотой краской, что подчеркивает общую целостность экспозиции. 

Экспозиция выставки "Небесная география, или Разбор полетов Андрея Филиппова"

Выставку открывает зал с ранними работами Филиппова из собраний его семьи и друзей юности. Тут еще нет ни узнаваемых “орликов”, ни сдержанной цветовой гаммы, свойственной более позднем творчеству автора. Ирония, разудалость, буйство красок, игра с узнаваемыми художественными традициями и образами — именно в этот период Андрей полушутя формирует собственную мифологию и мировоззрение. Например, зрителям особо запомнилась картина с лаконичным названием “Маяк”.

 Андрей Филиппов, "Маяк"

Далее следует зал, где полотна разных лет выполнены в цвете “генциановый синий”. Хотя многие кураторы советуют избегать объединения работ “по формальному признаку” в данном случае этот ход выглядит весьма оправданным. Этот оттенок синего, цвет сумерек, еще называют “часом между волком и собакой”, когда эти два зверя становятся неотличимы между собой.

Экспозиция выставки "Небесная география, или Разбор полетов Андрея Филиппова"

 Также здесь можно наблюдать довольно большое количество черепов — одного из наиболее часто используемых символов в творчестве Филиппова. А в одном из произведений, “Господи!” череп выходит из плоскости картины и в прямом смысле вгрызается в раму.

Андрей Филиппов, "Господи!"

В последнем пространстве на первом этаже центральное место занимает инсталляция “Над пропастью во ржи”, впервые представленная публике еще в 2005 году. Вопреки названию, нет ни пропасти, не ржи, ни хотя бы лета — на полотне довольно унылый зимний ландшафт, к которому тянутся деревянные мостки, перекинутые через полиэтиленовое болото, с торчащими из него палитрами-кочками. Хотя сам Андрей признавал, что в основу композиции лег классический пейзаж Ивана Шишкина "Рожь", но автор решил представить, как бы смотрелась эта местность не в жаркий летний день, а слякотную оттепель. 

Андрей Филиппов, "Над пропастью во ржи" 

На противоположной стене, перекликаясь смыслами, цветом и общим настроением, расположена также масштабная картина “Спасите наши Души”.

Андрей Филиппов, "Спасите наши души" 

И без того довольно парадную лестницу Фонда “Екатерина” украшает роскошная инсталляция из спирали золотых орлов “Русское барокко” — одно из лучших мест для эффектных фотографий.

Андрей Филиппов, "Русское барокко"

Другой популярный фото-поинт — гигантские крылья, нарисованные на стене в следующем зале, посвященном условной теме “неба”. Здесь холсты с изображением облаков и надписями из орликов перемежаются с текстильными панно и горнами.

Андрей Филиппов, зал "Небо"

Как следует из описания проекта: “Андрей Филиппов нередко оперировал понятиями “Небесного Иерусалима”, “Небесного Рима” и “Небесной Византии.” Для него это были не клише из средневековой христианской схоластики, которыми можно блеснуть ради красного словца. Как настоящий романтик, слово “небесный” он ассоциировал с понятием свободы, личной и творческой”. 

Андрей Филиппов, "Босфор"

Отдельной важной темой для художника была власть и “имперскость” в самом широком смысле слова. Андрей часто упоминал понятие некой “Внутренней Византии” как часть своей идентичности. Он считал, что “Любое государство мутирует в сторону расширения и имперскости. Это всегда сложный социальный эксперимент…”. 

Андрей Филиппов, "Гномон"

“Римская западная империя и Римская восточная империя — это раздвоенное сознание, восточно-европейское и западно-европейское разделение церквей. Игра с этим дает мне какую-то фору, я могу делать образы, опираясь на свое внутреннее историческое знание и художественный образ…”, — говорил сам художник. 

Андрей Филиппов, "Ника" 

В самом дальнем зале представлен, пожалуй, один из самых интересных проектов — “Аллегорическая абстракция”. Четыре небольших холста — оммажа к знаменитым произведениям, на которые зрителю предлагается взглянуть через калейдоскопы, где узнаваемые элементы складываются в причудливые, никогда не повторяющиеся абстракции.

Андрей Филиппов, “Аллегорическая абстракция”

Варианты этих мозаичных картинок художник перенес на большие холсты, висящие напротив, снабдив их ироничными названиями “Кубизм, отдающий дань благодарности импрессионизму” или “Истина, плюющая в колодец”. 

Отчасти, слово “калейдоскоп” Андрей трактовал как буквальный перевод комбинации греческих слов «красивые виды наблюдаю», так что проект и вправду завораживающе-прекрасен.

Андрей Филиппов, “Аллегорическая абстракция”

В отдельном пространстве собраны объекты. Сам автор признавался: “Объекты для меня важнее, чем живопись. Они более концентрированы и интересны для меня. А живопись я рассматриваю скорее как эскизы к объектам”. 

Андрей Филиппов, объекты

Тут также представлено довольно много черепов: и “Хорошо координированный череп”, и “Хорошо уравновешенный череп” и череп с забавным и довольно прямолинейным названием “Вербализация сознания”. 

ё

Андрей Филиппов, “Вербализация сознания”

Также есть знаковая для автора “книжка на коньках” и “Первая ласточка”, собранная из серпов. 

Андрей Филиппов, “Первая ласточка”

В другом крыле Фонда представлена последняя серия  Филиппова 2022 года из проекта «Пиросмания», посвященная смертным грехам, ранее экспонировавшаяся в пространстве Е.К.АртБюро. 

Андрей Филиппов, из проекта «Пиросмания»

Немного снижает пафос инсталляция “Собачья радость” — лестница в собачий рай, собранная из “сахарных” косточек, изготовленных из муранского стекла. 

Андрей Филиппов, “Собачья радость” 

В завершение вставки можно посмотреть документальное кино: незадолго до своей внезапной кончины Андрей должен был дать интервью, вопросы к которому были подготовлены, но остались без ответа. Организаторы решили попросить родных и друзей художника пофантазировать на тему, как он мог бы прокомментировать вопросы или же просто предложить свое видение ситуации. 

Выставка вышла действительно масштабной, так что на ее просмотр рекомендуем закладывать не меньше часа-полутора. 

 

"Небесная география, или Разбор полетов Андрея Филиппова", Фото: Иван Недорез