Подростковые программы: Школа медиации
Аудитория, которую сложнее всего привлечь музею, – молодёжная. Главная причина заключается в поколенческих особенностях: современная молодёжь, выросшая с гаджетами в руках и имеющая неограниченный доступ к информации, не воспринимает авторитет взрослых и институций по умолчанию. Успешные проекты в этой области показали: с подростками нужно общаться на равных, делать что-то вместе: потому что чаще всего им самим есть что сказать. Это наглядно показывает, как работает культура участия.
В то же время все знают, что работать с молодёжью важно и перспективно: необходимо формировать аудиторию, для которой посещение музея будет событием естественным. Школа медиации* решила описать успешный опыт партисипаторных подростковых проектов, чтобы другие культурные институции могли перенимать их форматы работы, а также чтобы понять ключевые точки, на которые должна опираться подобная практика.
Авторы: Наталья Цибанова, Дарья Маликова
Занятия art.lab.our в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, 2019. Автор: Ксения Попова
Проекты по вовлечению молодёжной аудитории можно условно поделить на два вида: иногда они связаны с искусством и выступают как профориентационные, а иногда используют инструменты творчества для развития soft skills. Например, «Каскад. Проект как метод» – это проектная школа для учеников старших классов на базе Музея Москвы, галереи Triumph и Solyanka VPA. Участники придумывают и реализуют проект под руководством современных художников. При этом участие в «Каскаде» позиционируется как способ научиться проектному мышлению через реализацию собственного выставочного проекта, а не узкоспециальное изучение современного искусства. Также формат проектной школы интересен коллаборацией разных институций, что наверняка только способствует его усилению и помогает развитию разноплановых навыков.
«Каскад» вырос из программы СКВТ Политехнического музея в Москве, который появился в 2014 году и до сих пор работает. СКВТ также предлагает подросткам научиться проектной деятельности, но кроме того существует и Подростковый Совет СКВТ, который может влиять на работу Политеха с подростками и предлагает свои события в музее. Совет работает с 2018 года и это действительно яркий пример культуры участия. Пример деятельности СКВТ – поэтическая опись экспонатов Политеха.
Занятия art.lab.our в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, 2019. Автор: Ксения Попова
С 2014 года начал работу Молодёжный центр Эрмитажа. Что было логичным следствием Манифесты’10: куратором нового направления тогда стала Елизавета Калужская, бывший медиатор Манифесты’10. Были запущены лабораторные программы для подростковой аудитории: «Speed-dating с картиной» и «Вы же не художник». В рамках первого старшеклассники выбирали понравившуюся картину и интерпретировали её по-своему, наделяя её собственным «голосом». Затем эти рассказы могли услышать посетители. Сейчас подход сменился в связи со сменой куратора и трансформировался в специальные проекты Молодёжного центра Эрмитажа. В этом году музей планировал реализацию двух проектов с участием молодёжной аудитории, где они могли выставить свои работы: «Город как музей» и «Интерпретация: лучшее».
Через год Елизавета Калужская стала куратором другого проекта – Молодёжная команда «Гаража». Это профессиональная программа для старшеклассников и студентов первых курсов, вовлекающая подростковую аудиторию в художественные процессы и жизнь современного музея. В течение двух лет группа подростков изучает историю, теорию и практику современного искусства, формы музейной работы (работа в архиве, проведение экскурсий, участие в инклюзивных дискуссионных клубах и их модерирование и др.), организовывает события в музее. Каждый год обучения завершается подготовкой и презентацией собственного тематического проекта.
Занятия art.lab.our в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, 2019. Автор: Ксения Попова
Одни из самых успешных кейсов по взаимодействию с подростками реализуются в Перми, в музее современного искусства PERMM. В рамках проекта «ЗА ПАRТОЙ» подростки выбирают творческое направление, сами придумывают темы для обсуждений, реализуют выставочные и паблик-арт проекты (что здорово, ребята работают с пространством города). Здесь ориентация именно на познание современного искусства через его создание. Коллеги выпустили несколько методичек по работе с молодёжной аудиторией и прямо сейчас реализуют методический проект для музейных работников «Подросток + музей +…».
Курирует подростковые программы в PERMM Анастасия Шипицина, которая рассказала о своём подходе в интервью Школе медиации: «Я бы сказала, что мы всю свою деятельность воспринимаем как медиацию, потому что если мы предлагаем подростку стать художником и создать свою выставку, на наш взгляд, это тоже медиативная практика, потому что он встаёт на новую для себя позицию и становится ближе к искусству. Мы создаём ситуацию, где подросток в ходе некой практики понимает, что такое искусство. И также с детьми: когда ребёнок рисует, как Поллок, это тоже медиативная история».
В 2014 году PERMM выпустил методичку, описывающую российский и мировой опыт работы с подростковой аудиторией. Издание с говорящим названием «Мама, прости, я стану художником» можно скачать на сайте музея по ссылке.
Занятия art.lab.our в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, 2019. Автор: Ксения Попова
В последнее время особую популярность приобрели краткосрочные лабораторные форматы. Они достаточно легко реализуются и при этом позволяют сформировать устойчивое сообщество подростков вокруг музея. Кроме того, современные подростки очень загружены в школе и на дополнительном образовании, и зачастую именно краткосрочные форматы (1-2-3 месяца) более приемлемы для них, чем длительные регулярные программы.
С 2017 года в рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства проводится Молодёжная лаборатория at.lab.our. В 2019 году, на 5-й УИБСИ, она приняла форму образовательной программы по разным направлениям современного искусства. Занятия проводили медиаторы, эксперты и уральские художники. Все они имели свободный формат, где молодые художники могли попробовать себя и в медиаискусстве, и в стрит-арте, и в перформансе. В конце биеннале и программы ученики лаборатории показывали свои творческие проекты – перформанс и выставку «Быть (внутри) яйца», которые были связаны с темой биеннале «Бессмертие».
Занятия art.lab.our в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, 2019. Автор: Ксения Попова
Ельцин-центр проводит молодёжные программы на постоянной основе. В этом году Арт-галерея Ельцин-центра реализовала «Мастерскую исследовательского проекта» прямо во время пандемии и изоляции, предложив подросткам эту ситуацию как повод для творчества. Результатом стала занимательная онлайн-выставка пяти арт-проектов. Также совместно с подростками выпускается подкаст «Перемена»: в нём обсуждается тема художественного образования в России. Ведущими выступают как сотрудники Арт-галереи ЕЦ, так и участники молодёжной программы.
В ноябре этого года подростковая программа стартует в Уральском филиале ГМИИ им. Пушкина (ГЦСИ в Екатеринбурге). Она начнётся с установочной встречи с будущими учениками: именно они определят содержание обучающих курсов и проектов. Ранее также стартовала Молодёжная лаборатория Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Занятия art.lab.our в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, 2019. Автор: Ксения Попова
Пушкинский музей (ГМИИ им. Пушкина) ежегодно проводит акцию «Я покажу тебе музей», в рамках которой школьники и студенты – участники молодежных программ музея проводят экскурсии, перформансы, в общем, захватывают власть в этой взрослой институции. 5 апреля мероприятие прошло в восьмой раз и впервые – в онлайне. Материалы акции #япокажутебемузей вы можете посмотреть в Facebook и «ВКонтакте» pushkin.youth, а также на сайте. Среди материалов, созданных участниками, были довольно занимательные: например, игра, в которой надо было найти парные портреты, как в игре «Мемо» (можно перевернуть только одну карту и необходимо запомнить, что на ней находится). В основном же приходится признавать, что формат подачи информации остаётся «взрослым»: лекции и обучающие материалы зачастую были составлены слишком наукообразно. Так что «власть» молодёжной аудитории весьма ограничена традиционным музейным форматом.
Конечно, практика создания специальных программ для молодёжи широко распространена в музеях Европы и США. Например, молодёжная лаборатория ULK была создана в Государственном музее искусств Дании (дат. Statens Museum for Kunst) в 2007 году. Участники программы создают собственные творческие проекты, работают медиаторами на выставках, обучаются проектированию и приобретают другие навыки через участие в жизни музея, а музей остаётся актуальным и включенным в современные социальные процессы. На сайте ULK можно узнать, что изначально она была создана потому, что аудитория 12–20 лет не посещала музей. Сейчас же Государственный музей искусств привлекает больше всего молодёжной аудитории в стране. Вдохновляющий опыт!
Занятия art.lab.our в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, 2019. Автор: Ксения Попова
Нельзя не упомянуть опыт больших заграничных институций в области современного искусства, как, например, MoMA. Программа MoMA Teens представляет из себя трёхступенчатую структуру: сначала подростки посещают творческие мастер-классы In The Making, пробуя разные техники работы художника, затем попадают в Cross-Museum Collective, где встречаются с кураторами и изучают внутреннюю «кухню» музейного дела, и в конце концов могут стать частью команды Digital Advisory Board, которая создаёт публикации, образовательные курсы, видеоматериалы, которые транслируются на всю аудиторию MoMA. Давний опыт работы по вовлечению подростковой аудитории имеют Национальная портретная галерея в Лондоне (с 2006 года), Tate Liverpool и, конечно, The Metropolitan Museum of Art: каждые полгода на 3 часа музей заполняют только посетители 13-18 лет, и это такой своеобразный фестиваль с разнообразными активностями под названием The Met!
*Школа медиации – образовательная программа для работников культурных институций на базе Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Медиаплатформа для продвижения форматов горизонтальной коммуникации с посетителями музеев. Проект реализуется при поддержке Фонда Михаила Прохорова.