«Превращение» в Name Gallery: от страха к безупречности
Иногда я думаю, что превращение гусеницы в бабочку — результат плодотворного эскапизма. Не целенаправленное движение от зародыша к куколке, а от куколки в прекрасное, пышнокрылое существо, а выстраданная возможность оторваться от земли и вдохнуть жизнь, которая, похоже, не была тебе предназначена. Когда не веришь, но все-таки слабо надеешься, действуешь по мере блеклых возможностей, и тут происходит нечто, что смывает почву и без того уходящего под воду острова. Самое время — воспарить: над бессмысленностью, и безысходностью, и необходимостью это все переваривать.
Текст: Юлия Крышевич
На фото слева направо: Ксения Куликова, Наталия Ершова, Лизавета Матвеева, Галя Фадеева, Злата Павловская. Фото: Name Gallery
Герою Кабакова удалось отправиться в космос прямо из собственной квартиры, но он бежал от вездесущности советского бытия, а кого побега хотим мы? Раскаты событий вызывают перекресты эмоций — они все растут от страха; страшно многим, и не стоит бояться это признать. Если бы вырваться из плена гравитации было так же легко, как нажать кнопку escape, но заветный путь гораздо длинней. Однажды гусеницы превратятся в бабочек: будущее всегда наследует. Между тем, мы бережно документируем свою реакцию на произошедшее. Рефлексия ускоряет процесс трансформации — об этом проект Лизаветы Матвеевой «Превращение», украсивший пространство петербургской Name Gallery до середины июня.
Фотограф: Виктор Юльев
На мысль о том, что постапокалиптические ноты «Превращения» — дань разгару ковидного переполоха, меня навело два факта. Первое, выставка готовилась заранее и, следовательно, ее долгожданное открытие весной 2022 года было тематически многообещающим: старые поводы скрестились с новыми — и все же в экспозиции отчетливо звучала тревожная песнь пандемии. Второе, один из последних проектов (1) Лизаветы Матвеевой, куратора выставки, также лежал в плоскости размышлений о новой, зловещей реальности, приспособление к которой требует изрядной доли эскапизма.
Фотограф: Виктор Юльев
Так точно передать бегство от действительности в мир переживаний и фантазий помог разнокалиберный состав художников, которых трое. Галя Фадеева, лингвист по первому образованию, погружена в исследование комиксов и зин-культуры; Vandalizy уже известна Петербургу своими стрит-арт интервенциями; Настя Панина предпочитает работать в традиционных медиумах, таких как масляная живопись и резьба по дереву, украшая объекты авторской фовистской манерой. По словам исследовательницы Сары Шаниной, побывавшей на выставке сразу после открытия, «пространство не предопределяет смысл экспозиции»: ее начало даёт зрителю возможность познакомиться с творческим курсом всех авторов, а поздней появляется кластеризация: работы каждой художницы находятся на «своей» территории. К слову, Галя и Vandalizy уже делили пространство на другой выставке Лизаветы Матвеевой (2), что происходило вполне мирно.
Фотограф: Виктор Юльев
Выставка «Превращение» — про сильные эмоции, что ведут нас в никуда: никуда, в свою очередь, это транзитный переход на пути к спасению — неясно лишь направление дальнейшего движения. «Ничего» — словно говорят создатели проекта зрителю. «Направление неясно, зато есть время осознать, что происходит в душе и в мыслях, а заодно посмотреть страху в глаза. Кстати, страх: как он выглядит?». Ответу на этот вопрос посвящена практически вся экспозиция «Превращения».
Фотограф: Виктор Юльев
Каждая из художниц отвечает на него по-своему, но столь непохожие голоса девушек удивительно сливаются в унисон. Галя Фадеева рисует испуг размытой акварелью туманных оттенков, мелко выписывая колючие детали. Vandalizy очевидно обращается к детским переживаниям: серия «Однажды в лесу» напоминает о страхе ребенка при столкновении с неизвестным — интенсивном и накрывающем чувстве. «Змеи и лестницы» Насти Паниной тоже про «ужасное другое», только здесь инаковость приобретает сюрреалистический характер, подобно знакомству с мифами экзотических культур или недоумению, которые мы испытываем, очнувшись после нелепого сна. Объединяет работы художниц настроение, враждебное и немного любопытное по отношению к угрозе — стабильности, привычному укладу жизни и мысли, режиму чувствования.
Фотограф: Виктор Юльев
Рекомендаций по дальнейшему взаимодействию с «монстром» экспозиция не дает, да и не в этом задача проекта. «Превращение» — выставка-документация, где средствами выступают не объектив и бланки, а художественные медиумы; исследованию подлежит не объект и даже не внешняя форма выражения психической жизни, а сам психический процесс. Рефлексия ускоряет процесс трансформации — зная об этом, участницы выставки отважно делятся своим видением страха, творчески проецируя его на холст/глину/другое. В завершение кураторского текста Лизавета Матвеева предлагает задуматься: «<…> может ли осознанный нами и визуализированный страх сделать нас сильнее?». Звучит противоречиво, но у эскапизма есть стремление к перфекции. И если окружающий мир не ответит гусенице взаимностью, она распахнёт пышные крылья.
Фотограф: Виктор Юльев
Выставка «Превращение» состоялась в Name Gallery (Санкт-Петербург) в период с 14 апреля по 18 июня. Куратор: Лизавета Матвеева. Художники: Настя Панина, Галя Фадеева и Vandalizy. Подробней о проекте по ссылке.
(1) Речь о проекте «Я не знаю, Земля кружится или нет…» Лизаветы Матвеевой и Франчески Альтамуры, который состоялся в рамках VII Московской международной биеннале молодого искусства (03 ноября — 06 декабря 2020)
(2) «Тайная выставка» прошла в Name Gallery осенью, с 14 по 24 октября. Об этом мы тоже писали ранее.