«Природа будущего»: прошлое, разобранное на части

В пространстве «Солодовня» до 17 ноября открыта выставка Аси Заславской «Природа будущего», в основу которой легла работа со случайно доставшимся ей архивом малоизвестного советского художника Геннадия Мишенева (1931-2013). Как художник может интерпретировать свидетельства работы и жизни другого художника и причем здесь культурная память? Разбиралась Полина Кондрякова.

Текст: Полина Кондрякова
Фото: Евгений Наумов

Вопреки представлениям о выставках, «работающих с архивом», здесь практически нет документов, живописи и графики самого Мишенева, который неумышленно стал отправным пунктом проекта. Это выставка именно Аси Заславской, которая открыто делится со зрителем своими размышлениями и приглашает вступить в диалог о памяти во всех ее проявлениях: от коллективной и культурной до сугубо личной.

Такой подход более чем релевантен, учитывая, что сам Геннадий Мишенев не вошел в большую историю искусства, сведений о нем сохранилось крайне мало, а вершиной его карьеры стала работа художника-оформителя промышленных выставок на ВДНХ в 1980-90-х и создание макета Кремля, которому пророчили коммерческие заграничные гастроли.

В своей заметке «Раскапывать и вспоминать» (1932) Вальтер Беньямин пишет, что память имеет дело с образами, вырванными из контекста. Далее философ развивает мысль о творческой природе памяти, необходимости интерпретации прошлого и его воображаемой реконструкции.  Пожалуй, именно с этих позиций стоит воспринимать новый проект в «Солодовне».

Название выставке дала одноименная инсталляция «Природа будущего», собранная из коробок, сквозь полупрозрачные стенки которых просвечивают силуэты вещей из мастерской художника. Бюст, стаканчик с кистями, бутылки, горшок с цветами, книги, якобы некогда принадлежавшие совершенно незнакомому нам человеку. По словам самой Заславской, будущее определяется коробками, выбором: что и кого взять с собой. Интересно, что, «определяя будущее», содержат они именно прошлое, причем весьма фрагментарное.

Кстати, фрагментарность как таковая стала лейтмотивом проекта. Целостную и понятную картину/историю на основе представленных артефактов выстроить достаточно затруднительно. Только если значительную ее часть заполнить собственным воображением.

Одна из ключевых работ — «Макет». Это призрак того самого Кремля, который уровнем своей детализации должен был поражать иностранцев. Теперь от него остался лишь темный силуэт, просвечивающий сквозь матовое оргстекло очередной коробки. И снова можно вспомнить Беньямина, неустанно твердящего о том, что прошлое выживает не в фактах, но только в символах и только внутри нашего собственного исторического воображения.

Рядом с призрачным силуэтом Кремля располагаются Асины «Фрагменты», перемежающиеся с чертежами, изображающими систему упаковки деталей в коробки для транспортировки, указаниями по уходу и сборке, архивными фото. Говоря о фото, стоит отметить, что их изначальная функция была исключительно утилитарной, это документация нужных ракурсов и фрагментов внешнего декора. Свою художественную ценность они приобрели в ходе их «присвоения» художницей и включения в контекст выставки, то есть в новую систему ценностей.

Сами «Фрагменты» — это повторение контуров с чертежей команды Мишенева, опять же, изначально бывших лишь частью рабочего процесса, а не самостоятельными произведением. При максимальном увеличении вполне конкретные изображения становятся просто линией, инструментом, с помощью которого можно создать практически любой образ.

По другому принципу работают «Фрагменты» из серий «Город N» и «Ковчег», экспонируемые в соседнем зале. Это небольшие живописные работы, на каждой из которых на белом фоне изображен только один объект (силуэт коня, камень, птица, цветок). Они как бы находятся в невесомости, их откуда-то вырезали, лишили естественной среды. И теперь из этого пазла сознание зрителя стремится создать нечто целостное, понятное, сюжетное.

С фрагментами соседствуют свисающие с потолка стальные «Корни». Образ, традиционно ассоциируемый с историей и прошлым, логично вписывается в нить повествования выставки. Скорее было бы удивительно его здесь не обнаружить, но что более примечательно — в тихий диалог с корнями вступает реди-мейд «Присутствие отсутствия». Это куртка самого Мишенева, и ее нахождение здесь указывает и на его незримое присутствие, но и на отсутствие тоже.

Проект Аси Заславской в «Солодовне» — это интересный пример работы, во-первых, с материалом, который сам художник не выбирал. Во-вторых, работы с архивом неархивными методами. Вместо реконструкции истории художница предлагает ее эмоциональную интерпретацию. И оказывается совершенно права, потому что нет абсолютного прошлого, а есть только его фрагменты, которым суждено стать частью будущего.

Персональная выставка Аси Заславской «Природа будущего» до 17 ноября 2024

Центр современной культуры «Солодовня»: Москва, ул. Льва Толстого, д.23, стр. 4. График работы выставки: Среда — Воскресенье, с 12:00 по 20:00. Вход по билетам. Важно! Вход по предварительной записи. Вас ждут к началу слота, на который вы зарегистрированы. Сотрудники центра встретят вас у калитки.