Путем Буцефала [1]

"Путем Буцефала" - попытка зафиксировать "мемориальный поворот" (memory turn) в современном искусстве, обращение молодых художников к своей собственной истории, стремление запечатлеть уходящее время и вписать себя в настоящее. Явление прошлого настоящему совершается в момент фиксации страха утратить воспоминания. Разрыв с прошлым толкает молодых художников к поиску потерянной памяти и накоплению памяти-архива при невозможности запомнить то, что еще понадобится вспомнить. Автор эссе обращается к работам Кати Гаркушко, Маши Полуэктовой, Павла Либерти, Тины Васяниной, Виктории Марченковой и Кати Муромцевой. 

Наше познание прошлого  -  это попытка схватить невозвратное видение, возникшее на мгновение, чей «подлинный образ проскальзывает мимо». Вероятность стремительно наступающей современности пропустить свое место в истории возрастает при неумении вписать саму себя в ускользающий образ прошедшего (минувшего). Актуальное настоящее – будущее в прошедшем, возникает, когда Наблюдатель фиксирует взаимосвязь своей эпохи с определенной эпохой прошлого.  

Обращение к прошлому не обязательно требует его точного воспроизведения, то есть того, «каким оно было на самом деле» [2]. Задача заключается в «овладении воспоминанием, как оно вспыхивает в момент опасности» [3]. Опасность возникает в моменты напоминания себя минувшего (прошедшего) актуальному настоящему, тогда на поверхность современного всплывают неразрешенные в прошлом противоречия. Это и есть беньяминовское «почесывание истории против шерсти. Вытесненное рано или поздно дает о себе знать. История приводится в действие усилием, которое мы прикладываем, взывая к памяти. Она оказывается «беспокойным подвижным медиумом, связывающим нас с коллективным бессознательным прошедших эпох» [4]. 

Потеря связи между минувшим и грядущим неизбежно толкает к поиску утраченной и не пережитой памяти. Пьер Нора называет такую память архивной, «гигантской работой головокружительного упорядочивания следов того, что мы не можем запомнить, и бесконечным списком того, что нам, возможно, понадобиться вспомнить» [5]. Это «память бумаги», о которой говорил Лейбниц. Память-архив позволяет совершить символическое «возвращение того же самого», которое осуществляется усилием повторения. В силу своего объема память-архив не пополняется за счет пережитой памяти, но расширяется в связи с увеличением размера утраченного. Таким образом, постоянное воспроизводство - «это обостренное свойство нового сознания, наиболее отчетливое выражение терроризма историзированной памяти» [6]. 


Катя Гаркушко "Внутренняя география. Слои памяти"

Обращение молодых художников к архиву-памяти - та самая актуальность в условиях поиска своей принадлежности к прошлому. Инсталляция Кати Гаркушко «Внутренняя география. «Слои памяти» (галерея «СТАРТ», Винзавод, 23.10-08. 12. 2014, куратор - Иван Исаев) является буквально археологическим поиском с лопатой у себя под ногами. Объектом интереса становится собственная история и жизненный опыт художника, осознание ускользающего времени, чей ход необходимо приостановить. Фотографии из семейного архива - ископаемые остатки, зарытые в песке, свидетельства пережитого времени - доказательства существования прошедшего. Снимок - слепок с прошлого, материал для пополнения архива-памяти. Сами фотографии «обеспечивают большую часть представлений о том, как выглядело прошлое» [7]. В работах Маши Полуэктовой «Линия жизни» (Музей ГУЛАГа, 08.08 - 07. 09. 2014, куратор - Аля Хестанти; Смена, Казань, 10. 04 - 10. 05. 2015) образы минувшего предстают в зафиксированных лицах, которые необходимо запомнить, поскольку забвение уже идет по свежим следам тлеющей памяти. Этому же посвящен и выставочный проект «Запомнить и забыть» (Центр «Типография», Краснодар, 20 - 30 ноября 2015). «Лаборатория памяти» Павла Либерти - попытка визуализации воспоминаний, «Правила забывания» Тины Васяниной - избавление от них. Недавняя история для следующего поколения превращается в белое пятно. «Normal Soviet» Виктории Марченковой - попытка приоткрыть дверь в советское прошлое. 

Маша Полуэктова "Линия жизни"

«На своем месте» (Институт философии РАН, 25.09.2015) - серия работ Екатерины Муромцевой - то самое «воспоминание, как оно вспыхивает в момент опасности». Здание института философии Российской академии наук становится местом памяти, где формируется аура проживания. Книжный шкаф для обмена литературой, удобные перила для спуска, библиотека и т.д. формируют замкнутый мир в себе. Опасность наступает с утратой места памяти в связи с принудительным переселением в другое место. Так рождение современности сопровождается возвращением утраченной памяти.

Катя Муромцева "На своем месте"

Возвращение может и не случиться, тогда память останется только у Angelus Novus (название работы Пауля Клее), «Ангела истории», чей лик «обращен в прошлое». Сегодня без памяти оказывается молодое поколение c рассеянным образом современности, исчезающим у нас на глазах.

[1] Название статьи отсылает к цитате Плутарха о коне Александра Македонского, который сбросил своего наездника и повернул вспять для осмысления пройденного пути. И. Чубаров и И. Болдырев. Путем Буцефала. Послесловие составителей // Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.:РГГУ, 2012. 288 с. – (Серия: «Современные гуманитарные исследования», Кн.I)

[2] Принцип, сформулированный крупнейшим немецким историком XIX века. Л. фон Ранке (1795 - 1886).

[3] Беньямин В. О понятии истории // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. С. 240

[4] И. Чубаров и И. Болдырев. Путем Буцефала. Послесловие составителей // Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. C. 277

[5] Франция-память // П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 29

[6] Франция-память // П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 33

[7] Зонтаг С. О фотографии. - М.: ООО “Ад Маргинем Пресс”, 2013. C. 13

 

Елена Конюшихина,

независимый куратор, выпускница МГУ им. Ломоносова (философский факультет), Третьей Московской кураторской летней школы и "Свободных мастерских" отделения "Кураторство проектов актуального искусства" 

Фотографии предоставлены Еленой Конюшихиной

Редактор: Люся Янгирова

Павел Либерти. Лаборатория памяти