Радикальное десятилетие Андре Дарена
Текст: Анастасия Мариловцева
Фото: marketopic.ru
В Центре Помпиду до января работает масштабная выставка «Андре Дерен. 1904-1914. Радикальное десятилетие», посвященная самому насыщенному периоду в жизни художника. За этот краткий период он успел поучиться в Париже, отслужить в армии, съездить на два года в Англию, попробовать себя в ксилографии, скульптуре, фотографии, керамике и кино. Он перешел от неброского реализма до неистового фовизма и других авангардных течений, от привязанности к Вламинку и Матиссу до влияния Пикассо и Брака.
«Дерен – изобретатель, первооткрыватель, бесконечно любознательный ум… Он настоящий путешественник, Христофор Колумб современного искусства», - так характеризовала художника Гертруда Стайн. Его творчестве нередко остается в тени других великих имен начала XX века, однако Дерену принадлежит роль движущей силы, стоявшей за возникновением фовизма и кубизма, а также за возвратом к реализму.
Экспозиция следует за перемещениями – а вместе с ними и привязанностями – художника между Парижем, Лондоном и Средиземноморьем.
Кураторы ставят перед собой задачу не только воссоздать хронологию пути Дерена и обозначить его роль в развитии ключевых художественных стилей начала XX века, но и исследовать влияние пройденных этапов на творческую кристаллизацию художника, проанализировать предпосылки его возврата к реализму.
Самые ранние работы Дерена, выполненные в духе сатирического реализма и напоминающие по стилистике творчество Тулуз-Лотрека, вдохновлены жизнью улиц, кафе, домов терпимости и романами Эмиля Золя. Во время армейской службы Дерен иллюстрирует эротические романы своего близкого друга Мориса де Вламинка и создает многочисленные антимилитаристские карикатуры для газеты «Ля Сюрир». Среди наиболее ярких живописных работ тех лет – масштабный холст «Бал военнослужащих в Сурен» (1903), изображающий офицера, танцующего с несоразмерно высокой для него дамой, под насмешливыми взглядами сослуживцев. Примечательно, что отправной точкой для картины стала сделанная самим Дереном фотография.
Lettre à Maurice Vlaminck, Londres
Несмотря на близкую дружбу с Вламинком (оба уроженцы парижского предместья Шату, они несколько лет к ряду сообща снимали студию в здании заброшенного ресторана), объединяющее их увлечение импрессионизмом и преклонением перед творчеством Ван Гога, Дерен вскоре приходит к пониманию ограниченности языка цвета. «Если ты будешь полагаться лишь на краски из тюбика, ты в них увязнешь, - предостерегает он друга. – Это наука для красильщиков! Ты никогда не добьешься красного, который еще краснее, или синего, еще синее, чем те, что купил в магазине!» К большому разочарованию Вламинка, прикипевшего к их совместному образу жизни, Дерен возвращается к занятиям в свободных мастерских художественных академий.
В Академии Камийо Дерен сближается с Анри Матиссом, с которым он познакомился еще до военной службы. «Мы разъединили тона, чтобы оживить оттенки в отдельности друг от друга. Но я не верю, что кроется истина в этом, - пишет Дерен Матиссу, перебравшемуся в средиземноморский город Коллиур и, как и он сам, разочарованному в идеологии дивизионизмом Поля Синьяка. – Любой ценой мы должны заново сформулировать понятие гармонии… Когда тона выражаются посредством друг друга, образуется гармония и сумма тонов превращается в абсолютное, упорядоченное целое». Вскоре в Коллиур перебирается и сам Дерен, где пишет многочисленные виды местной гавани и крепости, в том числе полотно «Сушка парусов» (1905), предоставленное на выставку ГМИИ им. Пушкина (в экспозиции также участвует несколько работ из Государственного Эрмитажа).
В 1906 году Дерен пишет масштабную (185х228 см) картину «Танец», изображающую фантазийный мир экзотичного рая и вдохновленную древним творчеством Гогена и индуистской скульптурой, увиденной художником в Британском музее в Лондоне. Увлеченный примитивизмом, Дерен обращется к искусству Древнего Египта, Древнего Рима, Африки и Океании, доисторическим артефактам, Средневековью и Ренессансу.
La Chasse / L’Âge d’or, le paradis terrestre,1938 — 1944
В Лондоне Дерен пишет серию видов британской столицы, выполненных по заказу влиятельного галериста Амбруаза Воллара, с которым художник заключает соглашение осенью 1905 году. Вдохновленный поворотом в восприятии импрессионизма европейским сообществом после выставки Клода Моне «37 видов Темзы» (1902-1904), Воллар финансирует целых две поездки Дерена в Лондон. В работе «Набережная Виктории (Мост Черинг-Кросс, также известный как Вестминстерский мост)» (1906) отчетливо прослеживается влияние Моне и Тернера. В своих мемуарах Воллар пишет: «Поставив рядом работы [Дерена], созданные во Франции и привезенные из Англии, мы можем быть уверены, что художнику "есть что сказать": даже оказавшись в необычной атмосфере, он остается верен себе».
Перехав в Л’Эстак, пригород Марселя, Дерен продолжает начатое предыдущим летом исследование закономерностей сочетаний чистого цвета. Он создает примерно пятнадцать видов Л’Эстака: на них упрощенные формы ландшафта очерчены четкими контурами.
Летом 1907 года Дерен селится в городке Кассис и в одном из писем к Вламинку пишет: «Существует лишь одна истинная форма живописи – пейзаж. Труднее него нет ничего. Композиция пейзажа наиболее прямолинейна. И все потому, что никто не может нам помешать представлять мир таким, как нам угодно». Дерен общается с Жоржем Браком, но приверженность последнего к уже угасающему фомизму раздражает его. В 1907-1908 Дерен пишет ряд компактных холстов (среди них «Пейзаж рядом с Кассисом» и «Залив в Мартиге»), характеризуемых сочетанием чистых, контрастных цветов.
Vue de Cagnes,1910
В 1908 году Дерен перебирается на сервер Франции, в Уаз, где сближается с Пикассо. Дерен остается верен пейзажу и поначалу противостоит влиянию аналитического кубизма, превращающего единый объем в разрозненные плоскости и грани. Однако во время совместной с Пикассо поездки по испанской Каталонии Дерен создает ряд кубистических пейзажей. В полотне «Кадакес» (1910) геометричная паутина черных линий окутывает почти монохромный массив домов, увенчанный колокольней.
После 1911 года Дерен возвращается к традиционной живописи и уделяет пристальное внимание приданию своим персонажам особой духовности и вневременности. Яркая палитра уступает место приглушенным тонам и общей сдержанности. Как пишет Гийом Апполинер, Дерен становится «античным», перестает быть современным художником. Пейзажи этого периода пронизаны влиянием сиенского и флорентийского Кватроченто и французских примитивистов. На полотне «Субботний день» (1913, из собрания ГМИИ) изображены три женские фигуры – хозяйка, сидящая за столом с утренним кофе и книгой, стоящая при ней и задумавшаяся о чем-то своем служанка и сидящая у окна девушка с шитьем в руках. Резко очерченные лица напоминают африканские маски, а сумрачный колорит и пейзаж за окном отсылают к средневековой живописи.
Всего за декаду Дерен прошел яркий путь, попробовав себя во всех развивающихся в те времена техниках, а именно в живописи, ксилографии, скульптуре, кинематографе, фотографии и керамике. «Радикальное десятилетние» обрывается с началом Первой мировой войны: после мобилизации на фронт в 1914 году Дерен остается военнообязанным до конца боевых действий.
Экспозиция завершается масштабным полотном «Золотой век (земной рай)», написанное Дереном в 1938-1944 годах и хранящимся, что символично, в собрании Центра Помпиду в Париже.
На поставленный кураторами вопрос Андре Дерен отвечает собственным вопросом: «Как писать, когда пройдены и познаны все стили?»