Раскопки в зоне повседневности
Что таят в себе пространства – такие близкие, прямо под нашими ногами, над которыми мы проходим ежедневно? Это не отдельно стоящие «заброшки», посещение которых видится опасным приключением… Нет. Практически в месте нашего бытования, в зоне повседневности, но не в зоне видимости и доступности находятся подвалы и полуподвальные помещения. Совсем недавно художники попытались «раскопать» такой подвал.
Текст: Евгения Стерлягова
«Раскопки» – групповая сайт-специфик выставка под кураторством Марии Мичи и Евгении Стерляговой, прошедшая при поддержке галереи ARBUZZ в рамках проекта «ARBUZZ вне себя».
Сумбурные поиски личных артефактов и смыслов в частично руинированном полуподвальном пространстве длились ровно два дня: 17 октября с 18:00 до 22:00 и 18 октября с 12:00 до 22:00. Более 50 художников разместили свои работы в двух соседних локациях общей площадью 500 м2. Каждая из локаций была задействована в параллельной программе события.
Найденный Марией Мичи подвал, состоящий из двух контрастных частей, скрывающий мозаики и артефакты андеграундной жизни 1990-х, натолкнул ее на идею «Раскопок».
Экспозиция выставки была выстроена таким образом, чтобы работы участников были гармонично интегрированы в помещения с загадочной судьбой, эффектными колоннами, проемами, трубами с кранами, остатками былой роскоши и секретными комнатами. Когда-то, до революции в некоторых из них жил разночинный народ, дворня. Основы кирпичной кладки заложены еще в XVIII в., однако местами можно обнаружить и мозаику в духе «шика 90-х», и андеграундные настенные надписи, даже уголок с коллажами тех лет, изобилующими атрибутами красивой жизни. Что стало с теми, кто так старательно клеил вырезанные модели ретровидеокамер, полароидов и дорогих машин?... Слои стен, как слои спилов, выдают историю этого места, но не полностью, скорее раскрывают поле для фантазии, рефлексии, исследования. Неся в себе следы присутствия человека, дома помнят нас, и художники пытались проникнуть в феномен памяти людей о местах.
Фото: Григорий Якимов
Проект был посвящен городской мифологии, легендам, памяти места, вымыслам и спекуляциям на эти темы. Тут можно было найти художественные высказывания в различных медиа: живопись, фотография, объекты из разнообразных материалов, скульптура, перформанс, видео, саунд, текстиль, книга, графика. Многие работы участников доступны для приобретения по ссылке.
Кураторы Мария Мичи и Евгения Стерлягова с группой художников. Фото: Григорий Якимов
Гостям раздавали бумажные карты локаций для самостоятельного поиска смыслов и персональных находок в месте раскопок. «Копателей» могли заинтересовать камерные бетонные скульптуры Кирилла Филатова (Pharos»), а может, почти ведическая восьмиглавая книга Елизаветы Ильницкой «Фоссил-йога», в которой проводится параллель между останками доисторических существ и асанами.
Кирилл Филатов. «Pharos». Фото: Лиза Васильева
Доисторическое существо Любови Ремизовой («Вглядываясь в бездну») также присутствовало в экспозиции, уползало, исчезая в дебрях канализации, а может, мутируя в серебристые трубы коммуникаций. Исчезали люди и машины на видео Олега Семеновых. Пройдя чуть дальше, зрители могли найти загадочную инсталляцию Кондратия Серого – замоскворецкие полиэтиленовые напластования, месторождение которых было зафиксировано художницей Марией Платоновой; джутовую «палеолитическую Венеру» Алёны Репкиной; залежи мела Надин Барулиной; монолитную скульптуру Данила Махаметова, словно проросшую из ржавых труб.
Любовь Ремизова. «Вглядываясь в бездну». Фото: Григорий Якимов
В андеграундной комнате локации 1 с отметками на стенах, сделанными еще в 1990-х, кураторы постарались максимально сохранить всё так, как было. Художница Настя Белова деликатно наносила красные граффити, дополняя уже существующие надписи. Бывшая душевая в локации 2 превратилась в проявочную, в которой были размещены проект Кирилла Фёдорова об интимных секретах и аналоговые работы Никиты Макеева, раскрывающие магию фотографического процесса.
Фото: Григорий Якимов
Значимой частью работы стали объекты и фактуры локации в проекте Марии Мичи «Московские старатели»-1,2. Проекция Жени Шарвиной под гипнотизирующий саунд Лилии Баласановой органично взаимодействовала с оставшимися следами былой роскоши – мозаикой на стене заброшенной сауны. Хорошей визуальной рифмой стали мозаичные работы – антики Софьи Боровиковой, расположенные неподалеку, утопленные в камни и грунт, словно их только нашли археологи.
Фото: Григорий Якимов
За небольшой срок выставки художники успели поговорить со зрителями о многом. Частными темами стали местечковые легенды о Хозяине Якиманки (Сергей Романов), проклятом особняке золотопромышленника Николая Игумнова (Vera Zevs), драматичном строительстве дамбы в Печатниках (Никита Шишкин, «Артель», саунд), кровожадных волчьих садках в Замоскворечье (Ди Вейлин, «Против времени»), опасностях Ордынской дороги (Диана Галимзянова, «Өрәк», перформанс), несчастном случае с блондинкой из Измайлова (Sophia Tariq, «У нее были длинные белокурые волосы»), нашествии крыс при раскопках метро (Василий Стройный, «101», саунд), городском призраке Лунной лошади (Надежда Прадес), а также множество мелких непроверенных слухов, шепотков (Юлия Баранюк, «Тени и шепоты», перформанс).
Софья Боровикова. «Антики». Фото: Лиза Васильева
Не обошли художники стороной и глобальное мифотворчество. В зале с остатками бахромы, надписями на санскрите и экзотичной росписью колонн можно было увидеть масштабные картины Натальи Грачёвой, мрачные алтари из плавленых банок Катерины Anatol'evnы, скульптуру бога Раздель, познакомиться с историей Кристины Рудык о женщине-осьминоге («Порыв души»), спекуляцией о цивилизации Суверенов от Ольги Беляковой, почти телесно ощутить велюровые объекты и архитектурные узоры Жени Эйснер, вдохновленной фэнтези и лужковской архитектурой 1992–2010 гг. Предметы силы, обереги включили в экспозицию Алёна Репкина, Елена Павлова, Ольга Ракова («Фундаментальная жертва»).
Фото: Григорий Якимов
Что за раскопки без атрибутов мещанской повседневности?
Работы Татьяны Руновой («Коммуналка императрицы Елизаветы Петровны»), Группы AM («Ваза-Фигаза»), Наташи Хегай («Ширма»), Юлии Живичиной («Живите в доме, и не рухнет дом»), Алёны Поповой («Прогулки»), Екатерины Игнатовой («Панельное шитье»), Евгении Стерляговой («Зима близко»), Полины Стриж («Подорожник»), Марии Головкиной («Пустые места»), предметы коллекции NADENKA VINTAGE, инсталляции из найденных в районе «Войковской» объектов Кирилла Кулака поднимали тему сохранения памяти, традиций, отсылали к публичным и персональным историческим событиям, архивам.
К «ленивой» и «сконструированной» археологии обратились Кира Шилина и Шайена, многогранно интерпретируя тему выставки.
Темы, связанные с феноменом мест, загадки городских пространств глазами постороннего эмоционально описали и раскрыли Анна Минаева («Городские узоры»), Оксана Гуна, Надежда Беленькая, Като Сурнали, Амина Липтон. Сама магия и опасность руинированных стен проявлены в работах Кати Улитиной, Анны Мирошниченко.
За два дня «Раскопки» посетили порядка 300 человек.
В рискованной деятельности старателей в поле современного искусства приняли участие:
Катерина Anatol`evna, Надин Барулина, Настя Белова, Надежда Беленькая, Ольга Белякова, Софья Боровикова, Ирина Вилкина, Ди Вэйлин, Мария Головкина, Наталья Грачёва, Оксана Гуна, Юлия Живичина, Ирина Зимина, Екатерина Игнатова, Елизавета Ильницкая, Кирилл Кулак, Ульяна Лев, Амина Липтон, Никита Макеев, Светлана Миляева, Анна Минаева, Анна Мирошниченко, Мария Мичи, Елена Павлова, Алёна Попова, Мария Платонова (Marcella), Надежда Прадес, Ольга Ракова, Любовь Ремизова, Алёна Репкина, Сергей Романов, Кристина Рудык, Татьяна Рунова, Олег Семеновых, Полина Стриж, Като Сурнали, Кондратий Серый, Евгения Стерлягова, Василий Стройный (Стажадзе), Кира Фёдорова и Кирилл Фёдоров, Кирилл Филатов, Наташа Хегай, Шайена, Женя Шарвина (ft. Лилия Баласанова), Кира Шилина, Ш.Н.А. Никита Шишкин, Женя Эйснер, Катя Улитина, Sophia Tariq, Vera Zevs, MD (Данил Мухаметов), Группа АМ, NADENKA VINTAGE.
Запоминающиеся события параллельной программы, тщательно срежиссированной Евгенией Стерляговой, помогли зрителям глубже погрузиться в атмосферу выставки. Завораживали зрителей Юлия Баранюк (перформанс «Тени и шепоты»), Диана Галимзянова (перформанс «Өрәк»). Дарья Поломар презентовала новый альбом группы «Word Vibes» – «Healing Matriх», коллаборация «Still secret guest» выступила со звуковым (шумовым) перформансом. Като Сурнали провела экскурсию «Сказки Като» по районным окрестностям.
Юлия Баранюк. Перформанс «Тени и шепоты». Фото: Лиза Васильева
Кураторы многократно рассказывали посетителям о проекте. Местные жители с интересом заходили на выставку и тоже делились тем, что знали об истории дома. Внеплановым, почти перформативным было появление на площадке участковых, сантехников и работников связи. Всё как в настоящих раскопках: микс искусства, быта, азарта предстоящих открытий.
Важно отметить, что, раскапывая наше прошлое, мы нередко и переозначаем его. Бережно сдувая пыль с порой непонятных и странных находок, мы не вновь переживаем прошлое, мы смутно припоминаем, культурно конструируем его, и именно в таком гибридном виде оно оказывает новое влияние на нас.
Открытие выставки «Раскопки»