Режим коллективного чувствования в ГЭС-2: вторая часть «Настроек»

После долгого выставочного затишья, 8 апреля в пространстве ГЭС-2 открылся проект «Настройки»: около трёх месяцев российские композиторы устраняли помехи в коммуникации с миром, с помощью акустических средств и не менее подходящей акустической среды здания Дома культуры. 

Текст: Юлия Крышевич
Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда V-A-C

Сиквел проекта, распахнувший двери в самый разгар лета, обещает ещё больше интересных переплетений, синестезий и форм нежности. Раствориться в художественно-звуковом эксперименте «Настроек-2» можно до 30 сентября.

Давайте с начала: Радость от долгожданного открытия Дома культуры ГЭС-2 в декабре прошлого года быстро сменилась разочарованием. Два масштабных проекта в пространстве бывшей электростанции закрылись досрочно, в последние дни зимы: речь о выставке-диалоге работ «В Москву! В Москву! В Москву!» и живой скульптуре «Санта-Барбара» авторства исландского художника Рагнара Кьяртанссона, по совместительству куратора первого сезона.  

Та же учесть постигла и выставку российских художников «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», которая не дожила две недели до запланированного финисажа в марте.

Дом культуры «ГЭС-2». Вид с набережной. 2022. Фото: Глеб Леонов

Второй сезон: В общем, этой весной посетителям ГЭС-2 приходилось довольствоваться в основном мероприятиями: воркшопами, медиаторскими турами, кинопоказами — интересными, но разрозненными. Объединяющим жестом со стороны Дома культуры стал запуск проекта «Настройки», который подружил архитектуру здания с населившими его звуковыми инсталляциями. «Настройки-2» — продолжение исследования пространства ГЭС-2 и чувственного опыта взаимодействия с искусством. Вторая часть проекта привнесла в экспозицию три новых сочинения российских композиторов (теперь их девять) и визуальные работы из коллекции Фонда V-A-C. 

Концерт «Все станет тишиной». 2022. Фото: Анна Тодич

О «Настройках-2». Как подобает хорошему сиквелу, вторая часть проекта бережно развила намеченные весной смыслы: словно из нежного апрельского бутона распустился целый сад. Впрочем, в том саду, как и в каждой его отдельно взятой части, есть место разрозненности, абстрагированности во времени и в пространстве. 

Настройка звука: Так звуковые инсталляции на выставке не соприкасаются с изобразительным искусством и даже не вступают в диалог между собой: они находятся в разных частях Дома культуры, а некоторые из них имеют определенные часы воспроизведения. Например, созданные специально для нового проекта «Мгновения» Марка Булошникова звучат ежедневно с 11 утра до 17 вечера в пространстве Проспекта и Центральной платформы, а «Поля воспоминаний» Ивана Бушуева (I campi dei ricordi) — там же, с 17 часов до закрытия ГЭС-2, в 22:00. До 14 июля в сердце здания можно было также услышать «Резонанс» Вангелино Курентзиса, написанный и существенно переработанный им во время пандемии. 

«Поля воспоминаний» Ивана Бушуева. 2022. Фото: Руслан Шавалеев

В разных галереях на втором этаже гостей ждут «Настройка» Владимира Раннева и «Антология» Эдуарда Артемьева, а на -1 этаже — звуковые инсталляции «Архипелаг» (Олег Гудачев), «Китеж» (Владимир Раннев), «ГЭС-2 Опера» (Дмитрий Власик) и «Формы нежности» (Антон Светличный). Последние две работы, кстати, стали украшениями — бодрым и, наоборот, мягким — территории Парковки Дома культуры, его наименее светлой и гостеприимной части. В Роще свою музыкальную органическую структуру разместили Дарья Звездина, Андрей Гурьянов и вокальный ансамбль N’Caged под руководством Арины Зверевой. 

 «Искать должна здесь капли я росы» Дарьи Звездиной и других. 2022. Фото: Анна Тодич 

Интересно и в то же время логично, что произведения композиторов по-разному взаимодействуют с архитектурой пространства ГЭС-2. В то время как каждая из шести частей «Мгновений» Булошникова соответствует определённой тональности и продолжает динамическую линию развития программы, гармоничной, но непреднамеренной, от «Китежа» Раннева веет статичностью музыкального дежавю. Антон Светличный, автор «Форм нежности» и вовсе считает задачей инсталляции: «втянуть Парковку в общий для “ГЭС-2” режим чувствования». 

«Формы нежности» Антона Светличного. 2022. Фото: Руслан Шавелеев

Настройка видения: Выставка произведений изобразительного искусства отвоевала пространство на -1 этаже, свободное от музыкальных экспериментов. Визуальная часть проекта делится на четыре главы, каждая из которых отображает логику трансформации художественной формы. Первая глава «Беспредметность как новая образность» — чистый оммаж абстракции, здесь ещё соблюдена хронология развития событий: после исторического авангарда Давида Бурлюка и Александры Экстер следует оп-арт 1960-х (Бриджет Райли, Виктор Вазарели), который сменяется постконцептуалисткими работами современных авторов (Лиз Дешен, Вейд Гайтон). 

«Растяжение» Бриджит Райли. 1964. Фото: пресс-служба V-A-C

Во второй главе «Эксперименты в трехмерном пространстве» художники словно соревнуются между собой в попытке расширить границы формы. Слева — стремящиеся выйти за пределы плоскости скульптуры Генри Мура, Альберто Джакометти, Луизы Буржуа, а справа — «Костёр» Павла Альтхамера, работа в которой много что навевает ассоциацию с названием, но огня не обещает: костёр словно остался в другом измерении, недоступном для наблюдателя. 

«Абстракция 721-3» Герхарда Рихтера. 1990. Фото: пресс-служба V-A-C

Работы третьей главы «На грани видимого» тщательно скрывают свою суть от зрительского глаза: «Ежегодная лампа» Алигьеро Боэтти спрятана в лакированный чёрный ящик и вспыхивает один раз в год, всего на одиннадцать секунд, в то время как разноцветные «Капилляры» Даниэля Кнорра хранят образцы ядов — опыт, который (к счастью) не сулит быть испытанным гостями институции. Завершает живописную часть проекта раздел «Практики коллективного жеста», в котором художники Виктор Алимпиев и Энрико Давид с разной долей успешности пытаются сонастроить звук и изображение — и таким образом восстановить потерянную сопричастность к процессу. 

«Весна священная» Энрике Давида. 2012. Фото: пресс-служба V-A-C

Последняя главы выставки выглядит изящным перешейком между коллекцией работ из фонда V-A-C и произведениями композиторов. «Настройки-2» — история про коллективное переживание разобщенности, которое однажды благодаря совместным усилиям и чаяниям может быть преодолено. 

Проект «Настройки-2» в ГЭС-2 продлится с 15 июля по 30 сентября. Кураторы проекта: Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Карен Саркисов, Елена Яичникова. Подробности по ссылке.

Пространство ГЭС-2. 2022. Фото: Анна Тодич