Смерть, сон и наслаждение в эпоху постмодерна

31 января в Московском музее современного искусства на Гоголевском 10/1 открылась персональная выставка Шамиля Шааева «Неотменимая модальность видимого» про взгляд, смерть и наслаждение. Разбираемся, что значит «модальность» в визуальной культуре, почему Античность продолжает оказывать влияние на современность и зачем постмодернизму религия. 

Текст и фото: Полина Кондрякова

Несмотря на нарастающую тенденцию к десакрализации искусства и его открытости, с 60-х годов прошлого века и по сегодняшний день интеллектуальный и культурный контексты стали неотъемлемой частью современного искусства. Знание, как художника, так и зрителя, является одной из составляющих произведения: условием и ключом к его пониманию. Именно поэтому, прежде чем говорить о наполнении выставки Шамиля Шааева, необходимо разобраться с её названием, а точнее — самим понятием «модальности», которое стало основополагающим стержнем выставочной концепции.

Модальность — это особенность языка (или в нашем случае: чего угодно), которая позволяет передавать и воспринимать в коммуникации не только факты, но и субъективное отношение к транслируемой информации. Шааев в своих работах передает три образно схожих феномена: сон, смерть и наслаждение. И лишь эмоциональное состояние зрителя, существующий у него бэкграунд и исторический контекст сегодняшнего дня определяют, как именно будет прочитан визуальный образ. Не случайно название выставки отсылает к цитате из романа Джеймса Джойса «Улисс», в котором автор также обращается к античности, а именно — к поэме Гомера «Одиссея». Пришедший на выставку может это знать и считать, а может и нет: для художника и куратора важны трансконтекстуальность, наслоение смыслов и тот самый пресловутый «поток сознания». 

Исследуя в своих работах чувственность, художник делает это с абсолютно холодной интеллектуальностью, как бы препарируя ее и остраняясь. Он работает с архетипическими понятиями близкими к первобытности: страх и наслаждение. Тем не менее, ему важно не ввести зрителя в эти состояния, а исследовать, какое влияние эти эмоции оказывают на культуру сегодня, как проявляются, воздействуют и осмысляются.

В этом смысле наиболее показательной является серия работ «Долгие сны». Это небольшие, почти монохромные работы маслом на фанере. Полупрозрачная живопись, скорее похожая на подмалевок, включение каменных бусинок и андрогинные (бесполые) фигуры то ли спящих, то ли мертвых людей. Эта серия посвящена Помпеям, погибшим под извержением вулкана, но в ней нет истории трагедии, а только зафиксированы некоторые состояния человеческого тела. Никак нельзя понять в каком именно состоянии находится изображенный. Точно также по силуэтам человеческих фигур в помпейских камнях, которые были обнаружены археологами и взяты Шамилем за основу, невозможно определить находятся перед нами следы существования мужчины или женщины, и что этот человек делал в момент смерти. 

Наряду с античными образами художник активно работает с темой религиозного, правда, и религия является для него скорее интеллектуальным конструктом, материалом для осмысления, а не доктриной. Отдельный зал занимают алтари, складывающиеся в тотальную инсталляцию. Пол зала засыпан землей, сами же «алтарные конструкции» завешаны голубой матовой пленкой, на которой местами зияют прожженные оплавленные дыры, а вместо икон мы видим живопись самого Шамиля, выполненную на иконных досках. Выбор поверхности, безусловно, добавляет образам сакральности и вместе с тем создает дополнительный исторический «слой». Автор работает не с чистым холстом, а исходит из данности поверхности. Обнаженные тела и вдохновенные лица на темных фонах по своей стилистике более всего напоминают мастеров Северного Возрождения: братьев Кранахов или ван Эйка. То, что называют утонченностью «старых мастеров».

 

Вообще, проект в полной мере отвечает своему названию и демонстрирует ту самую «Неотменимую модальность видимого». Во-первых, как уже говорилось выше, художник работает с образами трех основополагающих, если не сказать базовых, состояний: смертью, сном и наслаждением. Элементы жизни абсолютно неотменимые и вполне видимые. Во-вторых, Шамиль Шааев, будучи человеком своей эпохи, одномоментно дает зрителю такое количество культурных кодов, что и так неизменно присутствующая субъективность восприятия стократно умножается. 

В этой выставке художнику вместе с куратором Алисой Николаевой удалось воплотили постмодернистскую концепцию осмысления прошлого в ее абсолюте: без иронии и насмешки, но с полной серьезностью восприятия отношения к пережитому и накопленному опыту. Архетипические образы смерти, сексуальности через плодородие земли, Античность, Средневековье, религия — все оказывается сконцентрировано в едином интеллектуальном поле, где зритель волен выбирать (сознательно или нет), какие именно смыслы ему считывать сегодня.

Выставка открыта до 5 марта 2023 года

Адрес: ММОМА, Гоголевский бульвар, 10/1. Залы ШСИ. Подробности по ссылке.