Успеть до майских: натюрморты московских художников в 20 километрах от Москвы (это Химки)
Если вы живете в Химках и любите искусство, то, наверняка, лучше меня знаете, о какой выставке сейчас пойдет речь. Я расскажу для москвичей (ну и для тех химкинцев/химчан, кто по какой-то причине отрёкся от художественной жизни города в апреле). До 1 мая в Музейно-выставочном комплексе ПКиО им. Л.Н. Толстого открыта выставка «Новый натюрморт».
Текст: Юлия Крышевич
В рамках проекта представлены актуальные способы трактовки жанра «натюрморт» в исполнении 19 московских и подмосковных художников. Около половины участников — выпускники Школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА. К слову, куратор проекта, хранитель фондов Музея Марина Дубкова окончила ту же программу.
Так выглядит Музей изнутри. Фото собственность Музейно-выставочного комплекса ПКиО им. Л.Н. Толстого, Химки
Добраться до площадки несложно: с Ленинградского вокзала в Химки ходят регулярные электрички, билет на скоростную «Ласточку» — и через 15 минут вы на месте (почти). Осталось пройти по зеленой аллее центрального парка города до тех пор, пока не увидите минималистичный фасад Музея.
Фасад Музея (цветочков пока нет). Фото собственность Музейно-выставочного комплекса ПКиО им. Л.Н. Толстого, Химки
Дорогу заложили, теперь вернёмся к проекту: показывать современное искусство в России значит быть готовым к зрительским реакциям любого рода, от непонимания до провокации. Это верно и для Москвы, но в большей степени — для оставшейся части родины. Выставка совриска в стенах Музейно-выставочного комплекса ПКиО им. Л.Н. Толстого (в народе также известного как музей «Артишок») дело не совсем привычное, однако прецедент уже имел место. В августе 2020 года Марина Дубкова вместе с однокурсницей из «Свободных мастерских» Надей Горбушиной показали жителям Химок выставку «Без границ. Новый пейзаж». «Новый натюрморт», как можно догадаться, концептуальное продолжение проекта. Кстати, часть художников успешно перекочевала из «Пейзажа» в «Натюрморт», сохранив, что немаловажно, прицел на новую форму высказывания.
Куратор Марина Дубкова проводит экскурсию по выставке в день открытия проекта. Фото собственность Музейно-выставочного комплекса ПКиО им. Л.Н. Толстого, Химки
Открытие выставки «Без границ. Новый пейзаж» в августе 2020. Фото собственность Музейно-выставочного комплекса ПКиО им. Л.Н. Толстого, Химки
В кураторском тексте Марина Дубкова заявляет, что задачей натюрморта сегодня является не «фиксация предметного мира», а, скорей, «создание единого многослойного образа». С этим трудно не согласиться: исключительное понимание жанра как изображение мертвой природы (natura morte) все больше ассоциируется с Золотым веком голландской живописи. Конечно, натюрморты писали и позже (одни яблоки Сезанна чего стоят). Художники до сих посвящают полотна фруктово-цветочным композициям, но натюрморт перестал быть мейнстримом, а, значит, под этим понятием сегодня может скрываться несравнимо больше, чем, скажем, несколько столетий назад.
Куда же без кураторского текста. Фото Шамиль Шааев
Выставка «Новый натюрморт» заняла два зала Музея. Принцип размещения работ в пространстве — визуальный: в начале экспозиции зрителя окружают монохромные объекты, буйство красок проступает поздней. Здесь важно отметить, что хотя выставка современного искусства предполагает использование самых разных медиумов в противовес традиционному примату живописи, живописных работ в «Новом натюрморте» более чем достаточно (в основном, они расположены во втором зале). Среди техник, представленных в экспозиции, также встречаются графика, керамическая скульптура и фотодокументация инсталляций.
Close-up серии работ Нафисы «Пластика и геометрия». Фото Шамиль Шааев
Если сравнивать оба зала экспозиции, первый выглядит более «мертвым»: изображённые предметы окружающего мира существуют отдельно от человека и не стремятся к воссоединению с ним. В глаза сразу бросается керамическая работа Элины Марусовой «Натюрморт»: художница делает выбор в пользу составления и воплощения композиции в пространстве, отказываясь от идеи передачи изображения. Передается в инсталляции другое: гармония соседствующих полутонов, оттенки настроения. Создание нового в работе Элины Марусовой архитектурным образом рождается через созидание среды.
Первый зал экспозиции, обитель монохрома. Фото Шамиль Шааев
Инсталляция Элины Марусовой «Натюрморт». Фото Шамиль Шааев
Художники, чье творчество представлено в первом зале, словно подхватывают конструкторско-созерцательный настрой Элины. Живописная серия «Зеркало» Шамиля Шааева — сюрреалистический взгляд на отражение предметов, явлений окружающего мира в сознании человека. Рефлексия (если вспомнить, что в переводе с английского reflection означает «отражение», а латинский термин reflexio — «повернутый вспять») как фрагмент, который можно вырезать из картины, стереть из памяти.
Работы Шамиля Шааева из серии «Зеркало». Фото Шамиль Шааев
Анастасия Буй, напротив, обращается к объектам природы, извлекает их из родной (и благодаря действиям человека, все менее безопасной) среды, чтобы сохранить и исследовать. В фотосерии «Риф 2119» запечатлены обломки раковин, найденные во время занятий дайвингом и позднее покрытые аэрозольной краской. Ставшие артефактами, бывшие элементы экосистемы окончательно потеряли свои корни.
Фотосерия «Риф 2119» Анастасии Буй. Фото Шамиль Шааев
Деконструкция прослеживается и в творчестве других участников выставки: «Натюрморт с веткой эвкалипта» Владислава Андреева и зарисовки Ольги Галицкой из цикла «Как я провёл этим летом» как будто собраны из автономных деталей, причем цвет также является частью конструкта. Особенно интересной в этом отношении предстает серия Нафисы «Пластика и геометрия», построенная на контрастах форм, текстур и масштабов. Пейзаж с домом и луной, кусочек цветущего сада, абстрактная композиция — все это создано с помощью разных материалов, от пластика и картона до объектов живой и неживой природы, — и все представлено в жанре натюрморта.
Слева направо «Риф 2119» Анастасии Буй, «Пластика и геометрия» Нафисы и цикл работ «Как я провёл этим летом» Ольга Галицкой. Фото Шамиль Шааев
Владислав Андреев, «Натюрморт с веткой эвкалипта». Фото Шамиль Шааев
Искусство на противоположной стене соединяет две части экспозиции. «Натюрморт с лампами» Ивана Сергеева и «Современный натюрморт с яблоками» Сергея Городенского (примечательно, что картина Ивана была создана в прошлом году, в то время работа его коллеги — на девятнадцать лет раньше) инициируют бытовой жанр, который получит развитие в следующем зале проекта. На первый взгляд, особняком стоит живопись Олены Бродиной: от «Осмысления» веет мистикой, интуитивным прозрением, абстрактной экспрессией. Однако попытка «остановиться и встретиться лицом к лицу с неожиданным гостем», как пишет автор в экспликации к работе, есть не что иное, как фокус на бесконечность, стремление задокументировать ее, сделав натюрмортом.
Слева направо Иван Сергеев, «Натюрморт с лампами» Сергей Городенский, «Современный натюрморт с яблоками». Фото Шамиль Шааев
Олена Бродина, «Осмысление». Фото Юлия Крышевич
Отличительной характеристикой второго зала, кроме цветности, является гендерный состав участников: за исключением нескольких картин уже знакомого нам Ивана Сергеева, в экспозиции представлено искусство художниц. Без сомнения, девушки не смогли обойти стороной феминистскую повестку, рассматривая ее через призму родственных проблем, например, защиты окружающей среды. Центральной работой в рамках феминистского дискурса стала картина Любови Леоновой «Быт современной женщины». Продолжает тему опостылевшей повседневности работа «Вечерняя трагедия», автор которой, Ирина Герасимова умело вдохновляется хаосом и находит гротеск в обыденном (а ещё в ее манере есть что-то от Босха).
Картина «Быт современной женщины» Любови Леоновой. Фото Юлия Крышевич
«Вечерняя трагедия», Ирина Герасимова. Фото Юлия Крышевич
«Сухогруз», Юлия Шахова. Фото Юлия Крышевич
Фотоработы Ирины Турченко «Свобода», «Любовь в Косино», «Зеленые змеи» и «Лес для детей и взрослых» звучат как бодрый голос экофеминизма. В своём творчестве художница периодически прибегает к созданию объектов из мусора и их документации, что едва ли можно назвать пассивной позицией наблюдателя. Таким образом Ирина пытается привлечь внимание общественности к проблеме экологии (и) человеческих отношений, напомнить, что любая здоровая коммуникация начинается с уважения — к себе и другим.
Ирина Турченко, «Свобода» «Любовь в Косино» «Зеленые змеи» «Лес для детей и взрослых». Фото Шамиль Шааев
Другую версию «готового искусства» — инсталляцию «Натюрморт», состоящую из товарных этикеток с нанесенными на них штрих-кодами, — представила Ольга Городенская. В художественном высказывании Ольги есть отсылка к философии Жана Бодрийяра, иначе идею работы можно сформулировать так: информация, принимающая разные формы, с сильной или очень сильной погрешностью рассказывающая нам о действительности, и есть натюрморт сегодня. Да, такой натюрморт далёк от реальности: в лучшем случае, он пытается ее имитировать, но не это ли реальность, в которой мы существуем?
Ольга Городенская, «Натюрморт». Фото Юлия Крышевич
Заканчивает цикл трансформационных экспериментов работа «Попугай, змея, крыса, хамелеон, лягушка, муха, богомол и цветы» Ирины Мурашовой. На фотографии запечатлена реконструкция классического голландского натюрморта — похоже, никогда еще искусство не выглядело настолько искусственным. Оставшаяся часть экспозиции — услада глазу, более традиционные формы живописи. Картины «Лимоны. Италия» Марии Семёновой и цветочная серия Ивана Сергеева («Сирень», «Нарциссы», «Сухоцветы») позволяет взгляду зрителя расслабиться и более не искать подвоха в изображениях.
Ирина Мурашова, «Попугай, змея, крыса, хамелеон, лягушка, муха, богомол и цветы». Фото Шамиль Шааев
Слева направо «Лимоны. Италия» Марии Семёновой «Сирень» Ивана Сергеева. Фото Юлия Крышевич
Подвох все же есть — в работе «Аленький цветочек» химкинской художницы Натальи Жаденовой. Гиперреалистичная композиция с искаженными физическими характеристиками объектов выглядит декоративно (что роднит ее с «голландским» натюрмортом Ирины Мурашовой), но от этого не менее захватывающе.
Наталья Жаденова, «Аленький цветочек». Фото Юлия Крышевич
Выделяется на стене и картина Алины Варламовой: если для жанра vanitas эпохи барокко было характерно изображать человеческий череп как аллегорию тщетности бытия, замена объекта на череп другого представителя животного мира (например, коня) освобождает пространство для новых коннотаций… С противоположной стены на нас глядят задорные скетчи Анастасии Бринцевой, выполненные в карандаше и акварели: серия «Натюрморт с посудой» как напоминание о том, что иногда главным фокусом живописца является передача настроения и атмосферы места, верных спутников мира вещей.
«Натюрморт с черепом» Алины Варламовой. Фото Алина Варламова
Серия работ «Натюрморт с посудой», Анастасия Бринцева. Фото Шамиль Шааев
Выставка в Музейно-выставочном комплексе ПКиО им. Л.Н. Толстого делает достойную попытку расширить границы понимания натюрморта — одного из наиболее узнаваемых жанров в искусстве. Думая над тем, какое слово является ключевым в названии проекта, приходишь к выводу, что субъект и определяющее его прилагательное одинаково важны. Познакомившись с неожиданными трактовками понятия «натюрморт», мы, зрители, критики и все неравнодушные к прекрасному, хотим зрелищ и свежих открытий. Повод будет: в июне в стенах Музея пройдёт третья часть цикла выставок о «новом» искусстве. Открытие проекта «Новый портрет» запланировано на 5 июня. Следите за подробностями по ссылке.
Второй зал экспозиции, зарево красок. Фото Шамиль Шааев
В проекте «Новый натюрморт» приняли участие: Анастасия Бринцева, Ольга Галицкая, Владислав Андреев, Любовь Леонова, Элина Марусова, Ольга Городенская, Сергей Городенский, Анастасия Буй, Ирина Мурашова, Ирина Турченко, Ирина Герасимова, Олёна Бродина, Шамиль Шааев, Алина Варламова, Нафиса, Иван Сергеев, Наталья Жаденова, Мария Семенова, Юлия Шахова.
Куратор: Марина Дубкова
Выставка продлится в Музейно-выставочном комплексе ПКиО им. Л.Н. Толстого до 1 мая включительно.
На обложке: афиша выставки «Новый натюрморт». Собственность Музейно-выставочного комплекса ПКиО им. Л.Н. Толстого