Увидеть ARCOMadrid и не умереть: арт-ярмарка в эпоху пандемии
28 февраля, 11 часов утра, мадридский центр IFEMA. Тот самый, в котором несколько недель спустя развернут госпиталь для больных коронавирусом. А пока здесь еще подают латте, сравнимый по крепости с эспрессо, и у входа собирается толпа — и это несмотря на билет по цене в 40 евро. Одна из крупнейших европейских арт-ярмарок с 39-летней историей, ARCOMadrid в этом году примет 93 тысячи посетителей. Среди них студенты из Лондона, они обсуждают Бэнкси, француженка с задрапированной прической, которая делает один деловой звонок за другим; чуть дальше слышна даже русская речь: «Я на большой ярмарке в Мадриде. Здесь Дали и Пикассо».
Текст и фото: Дарья Тоцкая
I место в конкурсе текстов о современном искусстве «Сменим тему» в номинации "Обзор"
Но представлять ARCOMadrid нужно, конечно, не так: это тысячи квадратных метров современного искусства со всей Европы, в этикетаже можно 1960 и 2019 год. Тем и ценны такие события, что представляют не просто наработки последних лет, а целый экскурс в историю contemporary art. Антони Тапьес и Эдуардо Чилида соседствуют с совсем новыми, еще не взорвавшими media именами. К работам Марины Абрамович можно подойти без очереди и ажиотажа: вокруг и без того много интересного.
Во-первых, стоит обратить внимание на премию Cerveza Alhambra «за новейшие достижения», таким образом ARCOMadrid уже в четвертый раз поощряет молодых испанских творцов. В этом году все внимание жюри захватил текстиль, который ведет себя как art installation, а не тиражные элементы дизайна. Бесконечно повторять для промышленности эти пушистые красочные водопады наверняка и не стоило бы – это речь о работах Caroline Achaintre, одну из которых приобрел фонд ярмарки.
Автор: Caroline Achaintre
Отвечая в целом на вопрос о продажах: да, они были. Не постеснялся приобрести 13 работ по общей стоимости более 200 000 евро музей современного искусства королевы Софии. Как и фонд ARCO, музей сделал ставку на современную скульптуру и инсталляции из текстиля. Стоит также взглянуть на работы недавно почившей испанки Aurèlia Muñoz. Масштабные и фантастические то ли корсеты, то ли летательные аппараты, колоновидные платья-деревья она создавала еще в 70-х – на самой заре современного искусства.
Автор: Aurèlia Muñoz
Работы Joana Vasconcelos останавливают на бегу и буквально заставляют себя рассматривать, даже если не знать, что она – единственная женщина-дизайнер (кстати, из Португалии), которой удалось выставиться в Версале. Керамику она покрывает кружевом, хрупкость сочетает с опасностью демонстрируемых образов: вейся, змейка, вейся нитка….
Автор: Joana Vasconcelos
А пока отыщем несколько работ Антони Тапьес и проведем с их помощью любопытный анализ. Испанский уже теперь классик и маркиз, получивший титул за эксперименты на ниве ташизма в 80-х годах, теперь пришел к кардинально иному искусству. Если не знать, что «рука» из песка в деревянной нише с каплей краски – его, то можно запросто проскочить мимо на всех парах. Между тем, да, так и есть: Тапьес наверняка что-то недоговаривает и закладывает основы для новой эпохи в мировой абстракции, в которой граница между двумерным и трехмерным будет окончательно стерта.
Автор: Антони Тапьес
Марина Абрамович в это время то предстает в фотосессии в костюме чистильщика, то погружается вместе с черепом в дихотомию «позитив» - «негатив», что далеко не всем зрителям покажется бесспорным, но в целом отрицать заслуги Абрамович перед мировым искусством - моветон.
Автор: Марина Абрамович
Возвращаясь ненадолго к Пабло Пикассо и его рисунку 1903 года «La berger», хотелось бы отметить приятную глазу незавершенность и прочие безусловные достоинства, близкие эстетике contemporary art. Несмотря на явные отсылки к христианскому архетипу пастыря, в работе нет ни тени пафоса и морализаторства.
Автор: Пабло Пикассо
Делая гигантский временной скачок из 1903 в 2019, перемещаемся к творению американца Nicholas Woods. Истинную значимость небольшого акварельного листа пока еще сложно разглядеть, а ведь это и есть тот новый реализм, к которому, похоже, и приходим. Поза изображенной девушки расслабленна и не парадна, она омыта светом утренних лучей, стирающих границы светотени, да и нужной ли; она обнажена, но не объективизируется и не щелкает включателем либидо у зрителя. И, вместо этого, глаза – в них вся разгадка: и, кажется, еще чуть-чуть, она вдохнет, и станут явными невыразимые стремленья...
Автор: Nicholas Woods