Юлия Грачикова: «Можно играть в снобского куратора, но мы сделали ставку на дружелюбность»
Над интервью работал: Щербаков Дмитрий
Редактор: Галина Гурова
Фото предоставлены: Юлией Грачиковой
До 15 октября в галерее «Здесь на Таганке» проходит выставка с родственным названием «Примирение здесь!». С куратором выставки Юлией Грачиковой мы беседуем о том, насколько для современного художника может быть актуальна тема революции 1917 года и Гражданской войны. В этом году теме революции уделяется повышенное внимание в связи со 100-летием событий прошлого века. Мы также поговорили о том, на что рассчитана массовая реклама русского авангарда, которую москвичи могли наблюдать в самых неожиданных городских закоулках или даже в метро.
Юлия Грачикова - куратор, который ставит своей целью развитие русской художественной сцены и развитие междисциплинарных проектов. Куратор серии исследовательских художественных проектов «Примирение». Продюсер проекта «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром», ГМИИ им.А.С.Пушкина, проекта Ирина Нахова «Взгляд», ГМИИ им.А.С.Пушкина. Куратор публичной программы «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром» (серия перформансов, лекций, концертов и т.д.). Куратор и разработчик мастерской Института Проблем Современного Искусства «Лаборатория Москва» (мастерская создана для художников для выработки методологии и исследованию художественных проектов в городской среде), куратор образовательных циклов в Музее Москвы.
Дмитрий Щербаков: До 15 октября будет идти ваша выставка «Примерение здесь!» о событиях 1917 года. Расскажите, чем вас заинтересовал этот период русской истории?
Юлия Грачикова: Этот проект начался год назад в преддверии юбилея – столетия революции, которая стала отправной точкой Гражданской войны в России 1917-1923 годов. Мы пытаемся переосмыслить генеральную линию официальной истории событий гражданской войны, рефлексировать с точки зрения современности. На самом деле, Гражданская война имела свои принципиальные позиции, интересы и точки зрения всех ее участников, которые не так уж сильно отличаются от позиций, которые мы наблюдаем сегодня. В наши дни, конечно, общество разделено на большее число групп, больше в нем и противоречий – религиозных, социальных, политических.
На выставке мы говорим о «третьем пути», по которому история, к сожалению, не пошла.
Выставка «Примирение здесь!», общий вид зала.
Д.Щ.: А кто был автором этой идеи?
Ю.Г.: Инициатором в прошлом году выступил портал ArtTube - предложили мне курировать эту тему, я заинтересовалась, потому что это - возможность поработать с историей, подать ее нестандартным способом. Часть проектов была создана специально, часть я находила как куратор.
Сначала, правда, идея меня удивила: как правило, для выставок выбирают более абстрактные понятия, которые развивают с помощью истории, философии, науки. А здесь требовалось рассказать об истории, но современным языком.
Я начала подбирать проекты и удивилась, как много референций в работах современных художников, как много, например, дуальности красного и белого в нынешнем визуальном языке, и насколько свежа память этого противостояния.
Д.Щ.: Вы можете привести какие-то примеры?
Ю.Г.: Возьмем работу Полины Канис «Новый Флаг». Полина сидит на коне, и у нее в руках - флаг. Красный. В большой белый горох. Эта работа была создана в 2013 году.
Полина Канис. «Новый флаг», 2013
Во время работы над проектом нам все больше стали попадать в руки персональные служебные характеристики – референции – исследуя их, я поняла, как много интересных и очень разных сюжетов можно их них извлечь.
Так, все проекты, которые мы делали в рамках этой темы, стали уникальными, связанными с локальной историей конкретного места.
В Краснодаре нас интересовала история Кубани и движение «зеленых». В Питере мы показывали другой проект, но и он был основан на документальном материале. Во Владивостоке, Казахстане были свои линии, а Москва стала для нас своеобразным рубежом подведения итогов. Я наблюдаю: интерес к этой теме, большой и искренний, но современному человеку не знакомы исторические альтернативы того времени.
Д.Щ.: Название вашего проекта – «Примирение здесь!». Вы можете пояснить, что оно значит?
Ю.Г.: Так называется московский проект, который проходит на Таганке. Заглавие составное: из названия проекта («Примирение») и названия зала. Мы меняем название в каждой локальной репрезентации проекта, например: «Примирение. Зеленый хутор», «Примирение. Память степей», «Примирение. Дистанция». Мы побывали и в удаленных городах. Я, например, была в Сыктывкаре, читала лекцию и еще мы провели там семинар.
Проект «Подпольная типография». Группа авторов. 2017
Д.Щ.: Как люди на местах относятся к этой теме? Что вы для себя отметили, когда посетили все эти города?
Ю.Г.: Самый яркий опыт для меня – Краснодар, мы получили огромный отклик, почти каждый художник сделал новый проект для выставки, погрузился в тему. Возьмем, например, группу краснодарских художников «Подпольная типография», включающую Краснодарскую же арт-группировку ЗИП и других художников – в рамках этого проекта они даже организовали специальную экспедицию из 18 участников и отправились в город Кропоткин. Каждый по-своему развил и истолковал сюжет - и это был классный опыт! Получилась большая выставка, на которой была своя логика: выделились зоны - «Самообразования», «Созидания» и тд. Отталкиваясь от третьей силы в гражданской войне «зеленых», которые были анархистами по большей части, мы углубились в теорию нравственной анархии по Кропоткину и построили проект, сфокусированный на социальной эволюции.
Д.Щ.: У меня такое ощущение, что в этом году все музеи говорят о революции. Это связано только с юбилеем?
Ю.Г.: Мы делаем не исторические выставки, не пытаемся просто стать очередной юбилейной площадкой. Мы стараемся и предлагаем зрителям взглянуть эту тему при помощи современных средств и с позиций сегодняшнего дня. Все это дает широкие возможности и для творчества, и для его восприятия через личное отношение, через эмоции и ощущения, восприятие через новые точки зрения, через себя. Одним словом, мы предлагаем свой подход к этой теме.
Д.Щ.: В выставке участвуют и довольно известные художники, и заметны новые имена, например, Александр Угай. Прокомментируйте, пожалуйста, состав авторов.
Ю.Г.: Саша Угай – художник из Казахстана, один из основателей арт-группы «Бронепоезд». Я считала, что очень важно показать его в Москве, у него есть работа - «Модель для сборки», которая основана на антропологическом исследовании корейской диаспоры: он перекладывал взятые интервью в некую ментальную визуальную карту, в которой события, которые имеют больший вес у респондентов, занимают большую площадь. Там становится видно, что память, по сути, фрагментарна, и что она была деформирована периодом советской власти и военными действиями - работа получилась мощная!
Александр Угай. Модель для сборки (версия Коре-Сарам, корейская диаспора в Центальной Азии). Серия коллажей, цифровая печать, 2012
Я вообще старалась выбирать не художников, а скорее - проекты. В московской выставке мы показываем проекты Краснодара, Петербурга, Казахстана, Владивостока. Получился своеобразный микс, так как это - итоговый проект, в котором хотелось показать что-то из того, что уже состоялось. Да и в Москве, в принципе, такое многоголосие, столько событий, что сразу ощущаешь: этот огромный город буквально создан для подведения итогов. Это - такое место, где все те действия, которые происходили по всей стране, собираются в единую точку. Наверное, то же самое происходит и с нашим проектом.
Получилось такое насыщение именами, местами, событиями... В московской выставке я планирую пройти некий путь, подобный тому, какой был в Казахстане, когда я выстраивала повествование от одной работы - к другой. Поэтому все работы подбирались с этой точки зрения. Москва у нас получилась немного «хулиганская».
Д.Щ.: Я обратил внимание, что большая часть работ проекта «Примирение здесь!» не требует сопроводительных текстов для осмысления, что является редкостью на выставках современного искусства, вы сознательно стремились к визуальной ясности?
Ю.Г.: Выставка получилось очень открытая и понятная, работы словно говорят сами, конечно, можно наращивать смыслы, читать тексты, но в принципе, ничего этого не требуется. Политика дружелюбия – вот к чему мы стремились. Нам было важно, чтобы, выставка, даже проходя в районной галерее, была бы понятна всем. Дополнительно к этому я на открытиях делаю экскурсии и о многом рассказываю.
Ирина Корина. Лотос. 2017
Д.Щ.: Давайте поговорим об отдельных работах. Что вы можете сказать вот об этой палатке?
Ю.Г.: Это – палатка «Лотос» Ирины Кориной, она была показана во Владивостоке в 2015 году, там я и увидела эту работу и поняла, что она мне нужна. С прошлого года хотела ее показать.
Люда Боронина. Вести из ниоткуда. 2016
Д.Щ.: А вот эта графика?
Ю.Г.: Люда Боронина создала эту серию, рассказывая в ней о том, что люди в будущем эволюционируют и создадут коммуну. С ними произойдет трансформация. Это такой проект нового человека, в этом альтернативном сообществе люди будут жить по иным принципам: совместное творчество, взаимодействие – а оно самое главное в проекте «Примирение», потому как отсутствие возможности говорить без оружия являет собой основную проблему во всех исторических конфликтах. Отсутствие взаимодействия ведет к нарастанию противоречий. Люда рисует такую утопию.
Д.Щ.: У ЗИПов есть несколько схожая утопическая серия с дельфинами.
Ю.Г.: Да, но у нас на выставке ЗИПы делают «Подпольную типографию». В истории гражданской войны была «третья сила», альтернатива – «зеленые». Это - крестьяне, которые уходили в леса и сражались против всех, например, армия Махно, анархисты. Мы оттолкнулись от этого исторического факта, начали его исследовать и выяснили, что под Краснодаром есть город Кропоткин, названный в честь идеолога нравственной анархии. Мы начали изучать его теории: принцип равенства, взаимодействия, творчества – все это оказалось очень созвучно нам. Вот тогда участники проекта отправились в город Кропоткин, познакомились с его жителями, и из этого родился ряд графических работ, таких картинок, получилась настоящая «подпольная типография», которая распространяет знания.
Тина Васяенина. Народный магазин. 2017
Д.Щ.: А здесь у вас происходит какая-то торговля?
Ю.Г.: Это проект Тины Васяниной «Народный магазин». Это – модель общества, которое функционирует без финансов. Люди могут забирать продукты домой. Тина сфокусировалась на плодородии Краснодарского края, там были пророщенные семена подсолнуха, семечки, мука, здесь же доступны сумки, в которые можно сложить продукты и унести домой. Такой вот антикапиталистический проект «народного магазина», который обогащается разными смыслами. Ведь возможность в критические, революционные годы свободно получить то, что необходимо для жизни – по сути, является еще одним способом преодоления кризиса.
Д.Щ.: Магазин работал на территории выставки?
Ю.Г.: Он был на территории выставки, там стояли пакеты с мукой, проростки. Тина проводила и мастер-класс по пошиву этих сумок – и в Москве он тоже прошел.
Д.Щ.: А взамен надо было что-то оставлять?
Ю.Г.: Это было в Краснодаре, мы там устраивали фри-маркет, куда люди могли приносить свои вещи.
Д.Щ.: А вы как-то исследовали художественный язык русского авангарда того периода? Сейчас это является модной темой.
Ю.Г.: Нет, я не видела смысла обращаться к авангарду. К Гражданской войне мы не привязывали авангард, действовали здесь именно в поле истории. Я очень много работала с авангардом, делала проекты о нем с Ольгой Шишко и Питером Гринуэем. Наша работа носила просветительский характер, мы искали авангард в современности, также я делала отдельный иммерсивный (с полным эффектом присутствия) проект об авангарде. Поэтому я даже не вижу необходимости обращаться к нему в нынешнем проекте.
Д.Щ.: Как вы относитесь к повсеместной эксплуатации авангарда официальными культурными инстанциями? Я вижу по всему городу рекламу русского авангарда.
Ю.Г.: Я считаю, что это его очень сильно упрощает, потому что авангард - это не только визуальный язык, но и мощная теоретическая база и еще - формация человеческого сознания. Когда используют авангард как социальность, превращая его в дизайн – это плохо. На самом деле, авангард для многих – точка конца искусства, и то, что его так тиражируют, помогает людям смириться с этим и понять, что в этом векторе развития искусства есть своя прелесть.
«Третьяковка» делала такую вот пропаганду авангарда в метро, но, на самом деле, это - очень сложная задача. Когда мы вот так пытаемся просто реконструировать авангард, это его упрощает. Надо быть в диалоге с авангардом, изучать его теоретическую базу. Многие проекты, над которыми я работаю в ГМИИ им. А.С.Пушкина, отталкиваются от принципов авангарда в том числе.
Миша Мост. Герой. Невостребованные болванки для будущих героев. Бронза, гипс, 2014
Д.Щ.: Прокомментируйте, пожалуйста, эту яркую работу.
Ю.Г.: Это - работа Миши Моста «Герой». Я очень ее люблю, хотя она уже довольно старая, у него была целая серия абстрактных бюстов. Тут так много игры! Безликий герой… Без имени, звания, принадлежности к войску – полная противоположность современному памятнику. Они еще и маленький, всего 25 см - сильный контраст. Очень простая и доступная работа. Такой вот безликий герой непонятно где и кого победивший…
А здесь - Алиса Йоффе, у нее визуальность будто нападает. Настолько сильная работа, что у зрителя возникает даже ощущение ужаса, хаоса, в которой человек попадает, когда встречается с этой большой росписью.
Алиса Йоффе. Сцена битвы. 2017
Д.Щ.: Согласен, работы очень яркие и внятные. Люди оценили эту визуальную и смысловую «доступность» современного искусства?
Ю.Г: Да, мы получали такие отзывы от посетителей. Можно играть в снобского куратора, но мы же выставляемся в регионах, поэтому, повторюсь, была сделана ставка на дружелюбность, понятность, чтобы дать зрителю возможность поразмышлять над историей и переосмыслить ее события.
При этом в Казахстане проект был открыт широкой аудитории, выставка была размещена на удаленной площадке в спальном районе с доступным жильем. Мы даже подстраховались - постарались помогать зрителю через систему навигации, с помощью небольших текстов.
Д.Щ.: А не было желания как-то политизировать этот проект, еще больше привязав его к современности?
Ю.Г.: Передо мной задачи обострить тему и привязать ее к политике не стояло. Своими работами мы никого не провоцируем на выяснение, кто прав, кто - молодец, что лучше. Наш проект как раз уходит от такого пути и дает возможность людям подумать не о конфликте, а именно - о примирении. Мы могли бы сделать проект более резким и привязать его к современности, но это была бы уже совсем другая выставка.