Русский космос

18.05.2016 - 4.09.2016 | Мультимедиа Арт Музей

Огромная географическая территория, тяжелые для жизни климатические условия и исконно присущие русскому народу мечтательность и религиозная вера в грядущий рай, невзирая на реальные условия обитания, заложили в России философские предпосылки идей космизма и мечты о покорении космического пространства. Родоначальником идей космизма стал религиозный философ Николай Федоров (1829-1903). В основе его теории лежал тезис о совместном научном и практическом труде все обитателей Земли во имя физического воскрешения ушедших предков, а также о дальнейшем распространении воскрешенного и ныне живущего человечества в космическом пространстве. Продолжателем философских идей Федорова стал его ученик – великий русский ученый Константин Циолковский (1857-1935), заложивший научный базис грядущей эры космонавтики. Одновременно Циолковский разрабатывал идею о лучистом преображении людей, которое дало бы им возможность получить бессмертие и обрести бесконечные возможности для путешествий в космическом пространстве.

Идеи будущего извечно доминировали в России над понятием настоящего. В начале ХХ века они стали источником вдохновения для писателей и художников русского авангарда: поэта Велимира Хлебникова, художников Александра Родченко, Владимира Татлина, Ильи Чашника, Владимира Стерлигова, Николая Суэтина и других. Эстетика русского авангарда в целом была попыткой визуального воплощения идей движения к прекрасному будущему, связанному не столько с преобразованием реальности, сколько с освоением бесконечного космического пространства. Технологическим воплощением этих утопий стали разработки русского конструктора Сергея Королева (1907—1966), благодаря которому в СССР впервые в мире был осуществлен запуск космического спутника и первый в мире запуск человека в космос. Новая советская власть после Октябрьской революции 1917 года сначала активно поддерживала и русский авангард, и науку, вдохновленную идеями преобразования будущего. Однако уже в 1930-х годах наступление тоталитаризма привело к конфронтации авангардных идей и тоталитарной идеологической системы. Художники русского авангарда оказались ненужными в эпоху директивно насаждаемого социалистического реализма, а ученые, в том числе Королев, были подвергнуты сталинским репрессиям. Послевоенный Советский Союз, победивший в войне, но отстающий от технологически развивающегося мира, стремится к реваншу.  Вернув репрессированных ученых к занятиям наукой, СССР возрождает идею покорения космического пространства, которое становится не только технологическим, но и идеологическим мифом. В 1957 году этот миф становится реальностью – в СССР происходит запуск первого космического спутника. В 1961 году и Советский Союз, и все человечество потрясены новостью о запуске первого человека в космос.

Проект «Русский космос» соединяет в одном выставочном пространстве работы художников русского авангарда, ученых, таких, как Константин Циолковский, с работами российских художников, начиная с «хрущевской оттепели» до сегодняшнего дня. С одной стороны, используется пластическая система русского авангарда, с другой – ревизии подвергается сама идея переустройства мира, даже в связи с Проектом его тотального улучшения. Это пост-тоталитарная рефлексия поколения, совпавшего с хрущевской критикой сталинских тоталитарных идей. В результате работа Франциско Инфанте – это дуализм романтического и иронического отношения к супрематистским идеям художников-предшественников начала ХХ века.

Даты: 18.05.2016 - 4.09.2016

Адрес: Мультимедиа Арт Музей