Новый АРXIV НИИДАР’а
Текст: Екатерина Арруе
Редактор: Галина Гурова
Фото предоставлены АРXIV
АРXIV - «пространственно-временная структура в процессе постоянной трансформации. Пульсация конфигураций порождается степенями свободы ее элементов и формирует поле независимого высказывания». - Так художники описывают свою организацию. Мы беседуем с художниками Ольгой Климовицкой, Русланом Поланиным, Софьей Овчинниковой и Марией Челоянц о том, что же такое АРXIV.
НИИДАР
Екатерина Арруе: Итак, что для вас АРXIV?
Руслан Поланин: АРXIV планировался как самоорганизация, рассчитанная на образование собственной арт-среды и новых коллабораций. Взаимодействие с арт-системой может занимать много времени и сил, при этом не всегда оправдывать себя, когда ты занимаешься этим в одиночку. А в режиме коллективных практик задача упрощается, так вместе можно расширить рамки системы.
Ольга Климовицкая: На данный момент нас - 14 человек. Раньше здесь располагался настоящий архив НИИДАР. И все находящееся внутри тоже достаточно «самообразованное». Также стоит отметить, что финансово нас не поддерживает никакая институция.
Р. П.: Но APXIV - это не то чтобы собственная институция, но место для наших высказываний. Здесь мы можем использовать все свое свободное время в своих же интересах, что отличается от условий работы со сторонними организациями.
Выставка "Координация/Berthold Centre"
Е.А.: Как думаете, существуют ли у нас подобные институции?
О. К.: Безусловно, но мы выделяемся тем, что поддерживаем всякого рода отличия и принимаем искусство в разных его проявлениях. Конечно, есть другие самоорганизации, подобные нашей, например, группировка ЗИП.
Р. П.: У нас, кстати, даже не группировка, а именно взаимодействие художников. Но даже работая в группе, каждый может применять собственный художественный язык и осознать свою индивидуальность, точнее пройти процесс индивидуации.
О. К.: За время своего существования APXIV провел 6 мероприятий. Но смысл его создания был не только в том, чтобы делать здесь выставки, нам хотелось обрести место, где можно встречаться, обсуждать и сообща работать.
Р.П.: У нас своего рода «инверсивная» галерея, в которой происходят не столько выставки, сколько однодневные события, потому что на следующий день экспонаты разбираются и APXIV снова превращается в мастерскую. То есть, у зрителя есть только один вечер, чтобы все посмотреть.
Выставка "Исподнее"
Е.А: Как вы прорабатываете идеи?
София Овчинникова: Происходит циркуляция идей.
О. К.: Это - живой поток: мы почти все учились в ИПСИ и много времени проводим вместе, все время обсуждаем тексты, выставки, работы. Конечно, такой бэкграунд дает схожее отношение и понимание искусства.
Р. П.: Иногда это реакция на ситуацию в арт-среде. Например, посещая несколько выставок подряд, мы обнаружили, что в некоторых работах из-за обилия расхожих тем и дискурсов не слышно голоса самого художника, а только голос системы. И в размышлениях над этой ситуацией появилась идея «Исподнего».
О. К.: Сейчас к организации выставки распространен такой подход, когда есть куратор с определенной темой, и он выбирает художников. Мы же действуем по-другому: обсуждаем тему, выставку, работы - и у нас звучит много голосов, и появляется много идей, как это можно сделать.
Важно понимать, что APXIV это - процесс, это - движение. Ты развиваешь свои темы, актуальные на данный момент, обсуждаешь их в группе, как-то переосмысливаешь.
Выставка "Исподнее"
Е.А.: Трудно ли вам достичь единодушия?
О. К.: Мы сделали для себя вывод, что нам не нужно его добиваться, ведь можно отвечать только за какой-то участок общей подготовки. Когда мы собрались в первый раз, то решили, что каждый из нас напишет «манифест» о том, как будем дальше жить и что от этого хотим. Прочитав тексты друг друга, мы поняли, что APXIV - это система, которая одновременно движется в совершенно разных направлениях, и единого, главного среди них нет. В этом - наша основа.
Мария Челоянц: Мы не стремимся к зафиксированной форме, это – скорее, процесс, бурление, потенциал. Не коллективный режим, а множество различных индивидуальностей, где каждый вносит свою эстетику.
О. К.: Даже наши работы всегда - в процессе. У посетителей мероприятий есть возможность заглянуть в мастерскую, посмотреть, над чем мы сейчас работаем. Мы не произносим никаких конечных заявлений.
Р. П.: Да, наши мероприятия, скорее, представляют собой эксперимент, исследование, вопрос, а не заявление.
О. К.: Можно сказать, что это - некая точка роста для нас. Мы хотим, чтобы каждый художник имел возможность высказываться без каких-либо ограничений.
Р. П.: Работы, представленные здесь, нельзя посмотреть за несколько секунд, они требуют взаимодействия, погружения, внимания. Мы стараемся избегать «скользящего» взгляда зрителя.
Однодневная выставка «Unheimlich»
Е.А.: Можно ли сказать, что вы выступаете против институций?
Р. П.: Важно понимать, что APXIV — это активное, но не реактивное начало, и мы не протестуем против чего-либо. Мы создаем нечто свое. Здесь нет момента сопротивления существующим арт-организациям.
Е.А.: Тогда поделитесь опытом работы с другими площадками?
О. К.: Нельзя сказать, что это был отрицательный опыт. Но смутило то что, что работа художника претерпевает немало довольно неприятных изменений, в силу цензурных и других ограничений, например, по правилам безопасности – и вот высказывание уже выходит не такое «чистое». И атмосфера официозности в галерее или музее все равно присутствует. В APXIV'е у тебя есть возможность познакомиться с художниками, выразить собственное мнение, поспорить, обсудить. Мы создаем атмосферу для вдумчивого взаимодействия с искусством.
С.О.: Поэтому художники и делают здесь, в APXIV’е, свои работы, совершенно не боясь цензуры, которая была и остается на других площадках. И творчество здесь – процесс постоянный.
Примечание: Действительно, процесс, который когда-либо начался здесь, никогда не прекращается. На мероприятии 6 октября было много посетителей, и некоторые из них присутствуют здесь и до сих пор. Например, рэперша Intro попала в APXIV из-за сходства псевдонима и названия события. Но, как показывает практика, APXIV никого не оставляет равнодушным, и вот, несколько недель спустя, она все еще записывает здесь свои биты.
Р. П.: Именно это и доказывает, что зритель оказывается в дружественной обстановке.
Выставка "Исподнее"
Е.А.: Как вы взаимодействуете в условиях отсутствия иерархичный структуры?
М. Ч.: Поначалу были попытки прийти к порядку и единой системе, но потом мы поняли, что не нужно пытаться это выстроить.
О. К.: И в таких условиях мы учимся принимать другие позиции, которые могут полностью противоречить твоим собственным. Обычно этот процесс не виден зрителю.
М. Ч.: Это очень сложная работа: принять других. Думаю, среди нас нет человека, кто знал бы обо всем. Нет ни одного человека, кто был бы вовлечен в каждый из процессов. У резидентов APXIV’а нет президента, связи здесь - горизонтальные.
Р. П.: Все еще удивляются, как мы уживаемся в этом процессе и продолжаем что-то делать вместе.
О.К.: APXIV нельзя сделать в одиночку.
Р. П.: Не надо думать, что это - площадка, где ты можешь просто выставить работу, это - место и объединение, которые требуют вовлеченности и отдачи.
Однодневная выставка «Unheimlich»
Е.А.: Как можно стать частью APXIV’а?
О. К.: «Чтобы быть в APXIV’е, надо быть в APXIV’е». Мы ищем людей, которые готовы самостоятельно работать. И найти таких не очень-то легко.
М. Ч.: Во время одной из недавних презентаций APXIV’а, от нас требовали изложить свой манифест, как мы принимаем решения, какая у нас структура. Но мы не можем этого показать - у нас нет четких ответов на эти вопросы. Более того, отсутствие единого манифеста может само по себе уже являться манифестом. «Отсутствие единого при наличии множества». Было бы удобно свести всех участников к общему знаменателю, но нельзя сказать, что он существует. Но какая-то органическая переменчивая структура все равно присутствует. И если Вы соберете на интервью других резидентов, то и рассказ про APXIV получится другим.