Неподражаемый Эль Лисицкий
Текст и фото: Ирина Свеколкина
Редактор: Мария Назарова
Первая масштабная ретроспективная выставка Эль Лисицкого в России проходит одновременно на двух крупных площадках, объединяя их одним замыслом. Главная идея проекта: раскрыть многогранность личности художника-изобретателя на долго опередившего свое время.
Эль Лисицкий является одним из ведущих художников русского авангарда. Сам себя он называл художником нового типа. В работе «Конструктор. Автопортрет. Вариант» 1924 года он изобразил себя с циркулем, считая, что именно этот инструмент является теперь главным для художника. В Еврейском музее и в Новой Третьяковке показан весь творческий путь Лисицкого, который поражает своим размахом – здесь есть фотография, живопись, иллюстрация, уникальные архитектурные и дизайнерские проекты, не теряющие своей актуальности и в наше время.
Ранние годы творчества представлены в Еврейском музее и Центре толерантности. Классическое выставочное пространство «белого куба» сначала выглядит достаточно скучно, но пройдя немного вглубь экспозиции, становится понятен авторский замысел – ничто не должно отвлекать от искусства.
Встречают гостей выставки фигуративные книжные иллюстрации для еврейских детских сказок и легенд. Лисицкий не перестает работать с иллюстрациями даже после увлечения супрематической живописью и после того как создает собственный стиль названием «Проун» (Проект утверждения нового). Милые животные из рисунков 1922 года становятся изящными, легкими, приобретают новый ритм и являются практически полной противоположностью живописных работ, созданных в эти годы.
В следующих залах Лисицкий предстает перед нами во всей своей гениальной разносторонности, выступая в роли художника по костюмам, фотохудожником, графическим дизайнером, архитектором и изобретателем нового направления в искусстве. Важно отметить, что эскизы костюмов к балету «Победа над солнцем» вы сможете увидеть и в Новой Третьяковке, но это только первый вариант оформления 1920-1921 гг. В Еврейском музее представлены цветные литографии, выполненные в 1923 году, когда Лисицкий жил в Германии. Найти отличия по фотографиям очень легко и может стать увлекательным квестом при походе в музеи.
Невероятное впечатление производит печатная графика Лисицкого. Он создает макеты обложек для книг, рекламы, плакатов. Каждая работа является произведением искусства и примером неповторимого графического дизайна.
Выставочное пространство в Новой Третьяковке акцентирует наше внимание на том, что Лисицкий был первым выставочным дизайнером. Оформление экспозиционных пространств играло важное место в его творческой деятельности. Он изобрел, художественные и технические принципы экспозиционной инсталляции, раскрыв ее творческий и коммуникационный потенциал. Его эксперименты начались с «Prounenraum» (Пространства Проунов) – спроектированного для Большой берлинской художественной выставки в 1923 году. Здесь он воплотил в жизнь концепцию Проунов, как универсального принципа взаимодействия форм с пространством.
По сути, выставочное пространство стало произведением искусства, с использованием единого стиля, движущихся конструкций и превращаясь в художественное произведение. В наше время эти принципы являются практически хрестоматийными .
В залах на Крымском Валу впервые в России показаны живописные проуны, привезенные из европейских музеев. Лисицкий, будучи учеником Малевича, трансформирует концепцию супрематизма и выводит супрематические плоскости в трехмерное пространство. Так и рождаются Проуны – проект утверждения нового.
Роль Эль Лисицкого в истории современной архитектуры, фотографии, книжной графики, выставочного дизайна трудно переоценить. Впервые современный зритель может проследить за всеми периодами творчества художника. Его талант нельзя уместить в рамки одного пространства, как и все те бесценные работы и открытия, о которых так хочется рассказать.