События 26 февраля - 4 марта
Первый в России баттл в виртуальной реальности ART VR battle
3.03.2018, 14:00
ЦСИ МАРС и компания Krem Group представляют первый в России баттл в виртуальной реальности (ART VR battle). В нем сойдутся профессиональные художники, чтобы представить публике и экспертному жюри свои работы.
Участники будут создавать произведение в программе Tilt brush с использованием HTC Vive - лучшие на сегодняшний день очки виртуальной реальности с технологией перемещения внутри игровой зоны. За всем происходящим в виртуальном пространстве зрители смогут наблюдать на большом экране.
Оценивать работы художников будет профессиональное жюри. Участников оценивают по 10-бальной шкале. Жюри выбирает трех победителей. Каждый получит приз от Партнеров мероприятия.
Самые активные посетители смогут попробовать себя в качестве художников и создать свой VR шедевр (двух участников баттла среди зрителей выбирают ведущие).
Каждый гость также сможет оценить работу российского аналога Google glass – Card Board Glass.
Четыре книги
3.03.2018-7.04.2018
В галерее «На Каширке» объединения «Выставочные залы Москвы» с 3 марта по 7 апреля пройдет выставка «Четыре книги» ижевских художников Энвиля Касимова и Сергея Орлова.
На выставке каждый из художников представит две серии работ, которые вместе составляют «четыре книги». Это отсылает к основной идее художников о том, что их работы являются некими посланиями, которые зритель может считывать на разных уровнях – от тактильного до символического. Энвиль Касимов покрывает свои холсты берестой и рыбьей кожей, Сергей Орлов использует глину и чистую фактуру дерева. Обращение к природным материалам объясняется близостью местного искусства и удмуртской традиционной культуры, и здесь речь идёт даже не о прикладных элементах и традиционной эстетике, а об отношении к искусству как к первостепенному акту творения. Художники принимают на себя роль некого посредника в передаче образов и смыслов, а внимательный зритель сможет «прочитать» послания этих работ через универсальную символику и личную мифологию художников.
Программа выставки:
3 марта 17:00 – на открытии выставки состоится выступление Святослава Пономарева и группы PURBA T.R.I.M. tibetan ritual industrial music..
4 марта 13:00 – Э. Касимов и С. Орлов проведут диалог-перформанс «Интервью о вечном».
4 марта 14:00 – С. Орлов проведет мастер-класс «Техника спонтанной живописи».
Уральская шкура
2.03.2018-25.03.2018
ВДНХ (Павильон №16 «Гидрометеорология»)
Эта экспозиция посвящена моде в контексте провинциальной атмосферы города Нижний Тагил, заключенной в образах, объектах и музыке. В ней представлены работы художника и дизайнера Алисы Горшениной из Нижнего Тагила, победителя проекта «ВЗЛЕТ» в направлении «Мода». Куратором направления и выставки выступил Михаил Барышников.
По мнению куратора выставки Михаила Барышникова, проект Алисы Горшениной — это попытка продемонстрировать трансформации современного искусства в пространстве моды и дизайна, в котором человеку уделяется роль пассивного потребителя. Модная среда сейчас не ищет смыслов, это стало не принято, мода выполняет только декоративную роль. Поэтому для нас особенно важно показать то, как ручной, кутюрный труд: вышивки и инкрустации, сложный крой и работа с тканями — может стать полем для социального послания и художественного манифеста.
«Сама по себе мода не делает людей лучше или хуже. Современная подмена понятий, искажение информационного поля — вот то, что создает видимость действия внутри модной среды. Ситуация, сложившаяся в определенной географической точке, проецируется на целую индустрию. Это глобальное искажение и является основной темой работы Алисы», — говорит Михаил.
«Провинция — это особое жизненное пространство, далекое от большого мира. Здесь люди живут по своим традициям, решают другие проблемы и просто ведут иной образ жизни.
На Урале хорошо видна природа человека, его животная составляющая. Люди здесь не живут, а выживают, подобно зверям. Всему причиной искаженное пространство местности, которое влияет на сознание людей. Искажением реальности пропитан весь Урал, но не каждый может считать эту информацию. Все уральцы чувствуют тяжесть судьбы, они называют это словом «бремя», я же называю это уральской комой. И это не миф, а действительность — природное явление, данное нам как испытание или просто данное, без причин.
Проект «Уральская шкура» — это мода (в самом широком смысле этого слова) Урала, пропитанная искаженными местными мифами, легендами и витающей в воздухе магией. Это дань всем уральцам — людям, которых я вижу каждый день, за которыми наблюдаю, которых изучаю. Людям, которые ощущают то же, что и я, но отказываются это принимать. Мои произведения посвящены их внутренней сущности, вытащенной наружу, и моей провинциальной реальности, заключенной в образах, объектах и музыке...» — так описывает свой проект Алиса Горшенина.
Питер-Москва
28.02.2018-11.03.2018
Говорят, что где-то между Санкт-Петербургом и Москвой есть место, где поребрик превращается в бордюр. В этом же месте, наверняка, могут происходить и другие метаморфозы - за три сотни лет «противостояния» накопилось множество семантических и семиотических различий между двумя российскими столицами.
Выставочный зал "Тушино" в содружестве с проектом Artcultivator представляет выставку "Питер-Москва", в экспозицию которой вошли живописные и графические работы от более чем 30 авторов.
Как сегодняшние художники видят Москву и Санкт-Петербург? Насколько они не похожи? Как сильно близки? Все также славна Москва калачами, а Петербург усачами? Кому Москва не указ? Куда идет Петербург, когда Москва направляется к заутрене?
В поисках ответов на эти вопросы мы объявили кураторский отбор, и за 3 месяца собрали почти 150 заявок. Мы благодарны всем, кто откликнулся! К сожалению, зал физически не смог вместить все работы, достойные показа, но мы сможем их показать на мониторе в цифровом виде.
Випперовские чтения «Классика и современность. Отражения»
26.02.2018-28.02.2018
С 26 по 28 февраля в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет ежегодная международная научная конференция Випперовские чтения «Классика и современность. Отражения». Конференция будет посвящена развитию теоретической и практической базы нового направления деятельности музея – «Пушкинский XXI». В конференции примут участие ведущие специалисты со всего мира: директора музеев, кураторы, художники, профессора из России, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, США, Швейцарии. Среди приглашенных спикеров – Каспер Кёниг, Мэтью Гейл, Питер Осборн и многие другие.
Центральным событием станет презентация первой в России коллекции медиаискусства, формируемой в рамках направления «Пушкинский XXI». Работы арт-группы «Провмыза» из коллекции ГМИИ можно будет увидеть на выставке «Post-mortem Monography» в зале №31 Главного здания с 26 февраля. Выставка откроется премьерой перформанса художников «Post-mortem chronography», который будет создан специально для пространства музея.
Расписание конференции смотрите на сайте музея.
Вера Матюх. Эксперименты
1.03.2018-14.05.2018
Музей петербургского авангарда (СПб)
В. Ф. Матюх (1910–2003) родилась в Берлине. В 1923 году переехала в СССР, училась на графическом факультете Харьковского художественного института у В. Д. Ермилова. В 1931 году переехала в Ленинград, где познакомилась с П. М. Кондратьевым, К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным. С 1935 года работала в Экспериментальной литографской мастерской под руководством Г. С. Верейского и Е. С. Кругликовой. Пережила блокаду, эвакуацию в Казань. После войны продолжила работать в литографской мастерской вместе с А. С. Ведерниковым, Б. Н. Ермолаевым, А. Л. Капланом, Г. М. Неменовой.
Работы художника находятся в собраниях Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина и во многих других российских и зарубежных музеях и в частных коллекциях.
На выставке демонстрируются наиболее смелые и экспериментальные работы В. Ф. Матюх. Эти произведения разрушают прежние представления об акварелях — нежных, воздушных, поэтичных произведениях, созданных такими же нежными, романтичными девушками. Большие, перепачканные листы, сработанные крепкой рукой, часто протертые до дыр, и клееные-переклееные яркими коллажными вставками, они кричат от боли и взывают к милосердию угловатыми фигурами солдатских матерей, «наших мадонн» в очередях за хлебом, нищих и рыночных торговок.
Работы Веры Федоровны поражают масштабом поисков и экспериментов, которые, начиная с 1960-х годов, стали образом жизни художника. Новые мысли, идеи, пробы в области цвета, рисунка, ритмики линий, структуры пластического пространства толкали ее на все более и более смелые шаги и решения.
Экспозицию дополняют «живые» отзывы зрителей, воспроизведенные из Книги отзывов выставки В. Ф. Матюх, которая прошла весной 1987 года в залах Ленинградского отделения Союза художников (ЛОСХ). По ним можно увидеть, как отнеслись к ее экспериментам коллеги-художники, коллекционеры, искусствоведы и просто не равнодушные к искусству люди.
Тимур Новиков и «Новые художники»
23.02.2018-13.05.2018
ЦСИ «Заря» (Владивосток)
Московский музей современного искусства и Центр современного искусства «Заря» во Владивостоке представляют ретроспективную выставку «Тимур Новиков и «Новые художники», подробно рассказывающую о деятельности одного из самых известных объединений петербургских художников последней трети ХХ — начала XXI вв. В основу проекта в Центре «Заря» легла концепция большой ретроспективы ММОМА «Новые идут! Группа «Новые художники». 1982 – 1991», которая с успехом прошла в 2012 году. Вместе с работами из коллекции Музея и экспозиции прошедшей выставки вошли также произведения из собраний Музея ART4RU, Петербургского видеоархива, семей Тимура Новикова и Сергея Шутова.
В 1982-м Новиков вместе с ближайшими друзьями Иваном Сотниковым, Олегом Котельниковым, Кириллом Хазановичем и Георгием Гурьяновым создал группу «Новые художники» в результате знаменитой акции Новикова и Сотникова «Ноль-объект».
Творчество «Новых художников» - это преображение жизни: не только живопись, графика, панно, коллажи, но и литературные произведения, анимационные и игровые фильмы, создание новых музыкальных инструментов («утюгон» и «длинная струна»), театральные перформансы. «Новые композиторы» Игорь Веричев и Валерий Алахов пишут авангардную коллажную музыку для спектаклей «Нового театра». Новиков и «Новые художники» участвуют в концертах группы «Кино» и оркестра «Поп-механика». В Ленинградском рок-клубе в 1985 году открывается первая большая публичная выставка НХ «С Новым Годом!». Гений дикой живописи Котельников вместе с Евгением Юфитом, Евгением Кондратьевым-Дебилом и Андреем Курмоярцевым-Мёртвым создает кинематограф и литературу некрореализма. Художник, музыкант и писатель Вадим Овчинников с Владиславом Гуцевичем становятся организаторами литературно-художественного клуба «Дружба», а Сергей Бугаев-Африка – «Клуба друзей Маяковского» и «Новороссийской школы»: к ней относились его школьные товарищи по Новороссийску Инал Савченков, новый гений дикой живописи, и Андрей Крисанов, художник и гитарист группы «Кино». Модные показы «Новых» фиксирует камера Е-Е - Евгения Козлова, он же создает конверты пластинок «Кино» и «Поп-механики», портреты Новикова, Гурьянова и «Новых композиторов». В годы перестройки возникает группировка «Новых диких» (Козин-Маслов-Зайка), зажигается звезда Владислава Мамышева-Монро вместе с Пиратским телевидением Юриса Лесника. Мария Синякова-Уречина передает Новикову и Бугаеву титул Председателей Земшара, придуманный Велимиром Хлебниковым.
Незабываемая встреча
1.03.2018-15.04.2018
Галерея "Виктория" (Самара)
Выставка «Незабываемая встреча» соединяет произведения ключевых рос- сийских и зарубежных художников второй половины ХХ-XXI веков, создавая таким образом общее поле для коммуникаций и смыслов, подводящих художественные итоги столетия. Экспозиция открывается работой Леонида Сокова «Мэрилин и медведь» (1990), иллюстрирующей не только встречу России с Западом, но и совет- ской политической системы с капиталистической, фольклорного с медий- ным, коллективного с индивидуальным, рассказывая таким образом о зна- чимости художественных образов в трансляции политических и ментальных ценностей. В экспозицию вошли работы Стефана Балкенхола и Анатолия Осмоловско- го, посвященные памяти и памятникам в ХХ веке; Пола МакКарти и Ирины Наховой, обращающихся к политической силе гендера; Ясумасы Моримуры и Владислава Мамышева-Монро, изучающим иконографию ХХ века; пред- ставителей итальянского и советского концептуализма Маурицио Наннуччи и Ильи Кабакова; Тони Оурслера и Павла Пепперштейна, обращающихся к миру бессознательного и автоматического; Джона Миллера и Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева, инсценирующих апокалиптические ожи- дания современности. А также совместные поэтические литографии совет- ского поэта Андрея Вознесенского и американского поп-артиста Роберта Раушенберга, созданные в соавторстве в 1978 году, которые демонстрируют живой диалог двух искусств и двух культур.
Аукцион "Ван Гог за тушенку"
1.03.2018, 19:00
Арт группировка «ВГЗТ» анонсирует свой третий аукцион современного искусства в Москве, который пройдет 1 марта в галерее «Файн Арт» на Винзаводе. На событии будут представлены картины, фотографии, скульптуры и другие арт-объекты современных художников.
ВГЗТ — это аббревиатура движения «Ван Гог за тушёнку». Под этим именем объединились талантливые ребята, чья цель популяризировать современное искусство среди молодого зрителя. ВГЗТ предлагает приобрести работы по доступным ценам, чтобы привлечь новых участников к аукциону и к арт-рынку в целом.
Работы проходят отбор, организаторы выбирают перспективных художников, принимающих активное участие в российских и международных выставках и конкурсах, участников фестивалей уличного искусства и Биеннале. ВГЗТ сотрудничает и с уже состоявшимися и популярными художниками, которые несмотря на ценовую категорию аукциона готовы выставлять на торги свои работы.
Первый аукцион прошел осенью 2017 года и показал отличный результат — более 70% проданных работ. Отзывы художников и зрителей показали, что данный формат интересен обеим сторонам. Второй аукцион ВГЗТ прошел в декабре того же года и стал еще успешнее: из 54 представленных работ было куплено 50.
Третий аукцион пройдет при участии стрит-арт платформы FGA. На продажу будут выставлены лимитированные принты художников «уличной волны» — Юры Кирюшина, Павла Ртуе, Вадима Слуфа и команды ZTWINS.
Крепость°
2.03.2018-1.04.2018
Даже не стоит перечислять конкретные примеры из истории изобразительного искусства, так или иначе затрагивающие тему винопития и вообще алкоголя. Все знают: их множество. Сотни жанровых сцен, портретов, натюрмортов так или иначе осваивают эту чрезвычайно плодотворную для визуального осмысления тему.
Сколько бы ни сокрушались чиновники от образования, инспектирующие художественные школы – бутылки и рюмки, кружки и кувшины никогда не исчезнут из учебных постановок. Вся эта «околоалкогольная фактура» в силу своей геометрической ясности и выразительности неизбежно присутствует у истоков формирования любого профессионального художника. Сколько ни изменяй в раже антиалкогольной кампании строку написанного Мариной Цветаевой еще в 1916-м стихотворения: «Вот опять окно, /Где опять не спят. / Может – пьют вино, /Может – так сидят» на «Может – ждут кого» – истинный авторский текст обязательно прорвется к читателю и слушателю.
Продолжая многолетнюю серию выставок, посвященных «обинякам» – сюжетам, неизбывно присутствовавшим в искусстве на протяжении многих десятилетий, в этот раз галерея «Ковчег» перестает имитировать борьбу за трезвость в отношении произведений, так или иначе связанных с наличием алкогольного градуса. В разные годы мы рассказывали об очкариках и курильщиках, отдыхе на пляже и хождении строем, теме труда и самых непредвиденных страховых случаях. Теперь в поле кураторского внимания оказалось вино, а также пиво, водка, коньяк...
Жанровые ситуации, увиденные художниками на улицах и в кафе, в ситуации обеденного перерыва или свадебного застолья соседствуют в экспозиции с подобающими случаю натюрмортами.
«Водку обычно пьют, не испытывая при этом какого-либо удовольствия, - самоуверенно обобщает автор книги «Коктейли, пунши, вина и другие напитки в домашних условиях», вышедшей в 1968 в издательстве «Урожай» тиражом 250 000 экземпляров и быстро ставшей библиографической редкостью. – Скорее, наоборот, как напиток водка вызывает неприятное вкусовое ощущение. Поэтому ее стремятся «закусить» (колбасой, огурцом и т.д. или «запить» пивом или фруктовой газированной водой)».
Можно сказать, давнее издание подсказывает кураторам нынешней выставки сюжеты. И продолжает, для своего времени революционно: «Хорошее вино таит в себе гамму вкусовых ощущений. Оно доставляет человеку удовольствие».
Как обычно, мы постараемся соединить самый разноплановый материал: от давних произведений из частных коллекций до работ из мастерских современных художников.
Одной из кульминаций очередной ковчеговской экспозиции станут подготовительные холсты выпускника ВХУТЕИНа Антона Чиркова к картине «Разгром винокуренного завода в Пензе», написанной в 1927-1932 г.г. и первоначально названной автором «1917 год». Чуть запоздало отметим столетие сюжета.
Вик. Выход. Живопись
28.02.2018-11.03.2018
Музей-квартира Исаака Бродского (СПб)
С 28 февраля по 11 марта 2018г. в Музее-квартире Исаака Бродского пройдет выставка петербургского художника Вика (Вячеслава Забелина) «Выход», на которой будут представлены живописные работы мастера разных лет. Выставка приурочена к 65-летию художника.
Вик, Вячеслав Юрьевич Забелин (1953 – 2016), яркий представитель питерского андеграунда. Учился в Ленинградском училище им. В.А. Серова. Работал реставратором в музее Петергофа, оформителем, художником-бутафором в Александринском театре и Театре кукол Деммени. Один из основателей арт-группы «Алипий», принимал участие в создании ТЭИИ, и организации первых питерских галерей: «Анна», «Арт-коллегия», «Ариадна».
Член Международного товарищества «Свободная культура», Санкт-Петербургского творческого Союза художников и Ассоциации русских художников Парижа; автор идеи и координатор международных художественно-литературных проектов «Сборник», «Мера всех вещей», «Палитра созвучий».
С 70-х годов вел активную выставочную деятельность, участник многочисленных выставок, в том силе более 20 персональных.
Экспозиция выставки строится на характерном для творчества Вика понимании картины как открытой двери, портала, через который можно осуществить выход в иное пространство, где нет границ между культурами и художественными стилями, а художник, как и любой человек, волен выбирать и творить в соответствии со своим видением мира. В этом художник видел высший смысл творчества. Работы, представленные на выставке, позволяют прочувствовать всю глубину и многогранность таланта художника.
Tribute. Painting
28.02.2018-18.04.2018
Новый музей (СПб)
Персональная выставка Виталия Пушницкого в Новом музее в Санкт-Петербурге представляет творчество художника, давно признанного одной из центральных фигур в современном искусстве Санкт-Петербурга. Куратором проекта выступил Сергей Попов, основатель pop/off/art gallery.
Выставка приурочена к 50-летию Пушницкого. Это второй его персональный проект в Новом музее, в коллекции которого находятся одни из лучших живописных произведений мастера. Предыдущая его выставка «Точки зрения» проходила в Новом музее в 2012 году. За прошедшие с тех пор годы художник создал несколько значительных живописных серий, уже получивших признание в арт-среде. Некоторые из них будут продемонстрированы на данной выставке вместе с работами, созданными специально для показа в Новом музее.
Выставка носит название «Tribute. Painting» и является программным развертыванием темы благодарственного посвящения с помощью искусства и внутри истории искусства, над которой художник работает последние несколько лет (tribute по-английски – дань, приношение, нечто должное). Для Пушницкого это повод и подвести промежуточный итог собственной деятельности на определенном этапе, и воздать должное великим мастерам в искусстве, на достижения которых он опирается и с которыми ведет диалог в своей живописи. Однако это не просто заимствование или постмодернистское цитирование, но личный, глубоко прочувствованный опыт, построенный одновременно на точном анализе и тонкой, местами ироничной перекличке с любимыми художниками – Веласкесом, Тернером, Магриттом и другими. С темой tribute (посвящения) связана и другая серия Пушницкого «Studio», несколько новых работ из которой представлено на выставке. Также она является плодом серьезной рефлексии о месте художника в обществе, о собственном месте в искусстве, о трудности творческого процесса. Несколько крупноформатных работ из этой серии, среди которых – самая большая по масштабу из когда-либо написанных ранее живописных картин художника, 9-метровая «Лес», займут один этаж музея.
Выставка в Новом музее – это не только индивидуальный диалог художника с историей искусства, но и посвящение самой живописи, над осмыслением исторического бытования и по-настоящему новаторскими формами которой непрестанно работает Виталий Пушницкий. Отношение живописи к новым медиа, ее связь с фотографией и противопоставление движущемуся изображению на экране – все это идеи и мотивы, отношение к которым художник высказывает в своих произведениях. Недаром по мнению экспертов проекта «Vitamin» издательства «Phaidon» Пушницкий был в 2011 году включен в число мировых художников, определяющих пути в современной живописи.
Крылья
28.02.2018-25.03.2018
"Крылья будут! Если их сделаю не я, вместо меня это сделает кто-нибудь другой".
Леонардо да Винчи
Закомплексованный, но склонный к прозрениям известнейший из флорентийцев своё крылатое выражение адресовал, вероятно, северо-востоку Европы с его открытыми пространствами и близостью к небосклону. Плоская на то время колыбель человечества давала повод к подобному роду гипотез. Научная конспирология умалчивает, предвидел или нет великий Леонардо эксперименты Циолковского, Можайского, Татлина или кого иного из длинного списка претендентов на разработку функционального аналога птичьего крыла.
Панорама русского культур-авиапрома, действительно, впечатляет. Да и крылья у нас мастерят давно, со времён Летуна-Никитки (с негарантированным «хэппи-эндом», но с впечатляющим «стартапом»).
Первое, что начал делать Алексей Политов по завершении художественного образования, — это рисовать лубки. Просто покупал доски и рисовал, дополняя их текстами. Тексты типа «Фаршированная щука — обывателю наука» сочинял сам, не озадачиваясь при этом вопросами идентификации и специфики дискурса. И так лет тридцать, но уже в соавторстве с Мариной Беловой.
Лубочная культура, абсолютно «деревянная» своей брутальностью, при этом чрезвычайно легкая, до потери гравитации. Когда воспарить можно даже с деревянными крыльями.
«Крылья». Тема парадоксальным образом и востребована, и избита. При этом всегда находятся люди, кому есть что сказать. Она стала рефреном нашей культуры, её тяготения к лёгкости, к лёгкому преодолению тяготения, в этом — желание оторваться от чего бы то ни было, иногда — просто оторваться. Искусству, не озадаченному конечным результатом, это удаётся лучше всего. Но полёт всегда непредсказуем.
На монтаж выставки Алексей Политов приехал с выразительными шрамами на переносице. Этимология этой травмы покрыта тайной и досужими домыслами. Но Летуну-Никитке в своё время повезло явно меньше…
Александр Петровичев, Крокин галерея
Сокровища Пальмиры
3.03.2018-23.03.2018
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку об истории архитектуры древнего восточного оазиса и о современном состоянии комплекса в Пальмире, значительно пострадавшего в ходе военного конфликта 2014 – 2017 годов.
В экспозицию войдут гравюры XVIII и XIX веков из фондов Музея архитектуры, Государственного Эрмитажа и фотографии археологов XIX века из фондов Института истории материальной культуры РАН. Все эти материалы позволят представить образ Пальмиры до ХХ века. Современная 3D-реконструкция легендарного таможенного Тарифа, фотографии и видеоматериалы дополнят архитектурный облик историческими фактами об экономической значимости города. Трагической судьбе памятника в начале XXI века посвящен отдельный раздел выставки, включающий кадры военных фотографов, топографические карты и видеофрагменты, иллюстрирующие новую страницу в истории Пальмиры – памятника ЮНЕСКО, который сегодня нуждается в срочной консервации.
Одной из целей выставочного проекта является привлечение внимания общественности к колоссальным архитектурным и археологическим утратам в Пальмире, а также к сохранению памяти об одном из крупнейших античных городов I-III веков на Ближнем Востоке.
В стране радуги
28.02.2018-5.03.2018
Зверевский центр современного искусства
Сегодня опять возникает вечный спор: "Кому принадлежит Крым?" Спросим, например, у художника Стаса Шляхтина. Вернее спросим у его картин. Они скажут, что Крым принадлежит свету и цвету. И никому другому. Стас Шляхтин – художник света. Есть художники портретисты, есть пейзажисты, а Стас пишет портрет света. Он видит свет в лицах, он видит свет в тенях, он видит свет на листьях. Свет у него разноцветный. Кто сказал, что свет только белый? Стас говорит, что он хочет открыть нам Божий мир, таким, каким его создал Бог. Мир света видит не каждый, это открыто только художнику. Художник – тайновидец света. Он прозорливец. Он открывает Божий мир. И смотришь на картины и удивляешься, как же многокрасочен мир! Почему мы этого не знали? Почему же мы этого не видим?
Стас родился под Краматорском, потом учился и жил в Харькове, папа и мама украинцы. Стас и говорит по-украински, и думает по-украински. И «ГЭ» у него раскатистое и гарное, украинское. А пишет по-Крымски.
Кому только не глянулся этот лакомый кусочек мира – Крым. И Генуэзцам, и Венецианцам, и Византийцам, и римлянам, и туркам, и татарам - все они оставили здесь свои следы. Один поэт, видя Крым на глобусе, сказал, что это медаль, награда Земному Шару от Бога. А я вижу Крым сладким леденцом, на палочке перешейка, который всякий хочет обсосать.
Стас невыездной художник. Однажды он приехал в маленький, но известный на весь мир, поселочек под названием Коктебель, и остался в нем навсегда. Здесь он принимает друзей со всего мира в жаркий полдень, и читает им толстенный том Тараса Шевченко, здесь он топит печку снежными февральскими вечерами. И так много-много лет. Он не смотрит телевизор, не слушает радио. Он смотрит только на свой сад и следит, как себя ведет в нем Божий Свет. Он не ходит на вернисажи, он не в курсе, что сегодня в цене и что сегодня в моде, он безнадежно отстает от веяний времени. Он сосредоточен на солнечных зайчиках. И они появляются, они прыгают по всему его саду, только успевай ловить. Они заскакивают и в его картины. Но надо сказать, что пишет он не только с натуры, он пишет и «из головы», он советуется с французами. Он неизменно заглядывает в прописи французского импрессионизма, постимпрессионизма, доходит до барбизонцев и опять отступает к самому Матиссу и дальше, ближе к нам.
У слепого художника Владимира Яковлева есть серия картин «Портрет ветра». Он не видел свет. А ветер слышал и писал его портреты. А крымский художник Стас пишет портреты света. Что бы он не избирал предметом изображения, главное в них – свет.
Когда у Паисия Святогорца, в прошлом году прославленного в лике святых, спросили недоуменные туристы, что он делает на горе? Он ответил без лукавства. «Я поставлен тут следить за муравьями, чтобы они не ссорились».
Вот так же следит за светом Стас. Поглядывает за ним, выведывает его тайны, беседует с ним и дружит с ним. И неутомимо пишет его портреты масляными красками на холстах. Свет – Крымский. И Стас Крымский.
Он никогда не выставлялся в Киеве, никогда не выставлялся в Харькове. А почему? Думаю потому, что крымских художников Киев никогда не признавал за своих. Грубо сказано, но точно.
Зато Стас выставлялся в залах Питера и Москвы. И даже в культурном центре Венгерского посольства. Венгрии тоже нравится Крым, почему нет? Заезжали его картины в Лондон, а одна попала в Италию.
А сейчас картины Стаса можно увидеть в Центральном Доме Художника на большой выставке «Московские сезоны». Крым – Московский значит? Значит, так!
Говорят, что Стас скоро едет с картинами в Минск. Приглашает галерея. Мне, кажется, это правильно. Минские соглашения ведь предусматривают кому должны в конце-концов принадлежать Божий свет, Божий мир, и художник света – Стас Шляхтин.
Стас – наш. Нет, нам Крыма мало, нам нужен свет. И желательно, весь.
Лев Алабин
Лекция Питера Осборна: «Я, Ты, Мы, Оно: Трансиндивидуальность как субъект современности»
1.03.2018, 19:30
ЦСИ Винзавод (Цех Красного)
Что значит быть со-временным субъектом? Существуем ли мы просто «одновременно» с нашими современниками или же настоящее все больше характеризуется собранием различных, но одинаково «настоящих» времен? Формируется ли такая субъективность индивидуально или же коллективно в постоянном обоюдном обмене с другими? Гости Философского клуба ЦСИ Винзавод вместе с Питером Осборном смогут ответить на эти и другие вопросы.
В своей лекции Питер Осборн подробно рассмотрит отношения между такими историческими структурами как нововременное (modern) и современное (contemporary). В центре его анализа — определение субъективности, данное в «Общей лингвистике» Эмиля Бенвиниста (категории времени, лица и местоимения), а также понятие «трансиндивидуального», имеющего долгую философскую традицию.
Андрей Шенталь, сокуратор Философского клуба ЦСИ Винзавод: «Прогрессирующей социальной атомизации, которую приветствует неолиберальная доктрина, сопутствует процветание философского номинализма, т. е. неподчинение множественных явлений универсальным категориям. Сегодня на место «публичных интеллектуалов», роль которых ещё в середине прошлого века нередко занимали философы, приходят «идейные лидеры» и «законодатели мнений», рекламирующие фрагментарное и утилитарное знание. Философским ответом на это явление, которому и противопоставлен наш курс «Новые космологии», могут стать категории «современности» и «трансиндивидуальности». Если равноправное соприсутствие различных времен преодолевает их разрозненность, предлагаемую постмодернизмом, то второе понятие описывает процесс обоюдного формирования индивидуальности и коллективности в противовес верховенству сугубо индивидуальных действий».
ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ. НЕПОСТИЖИМОСТЬ БЫТИЯ
02.03.2018-29.04.2018
ММОМА (Гоголевский бульвар, 10)
Название выставки - “Непостижимость бытия” – отражает центральную тему творчества Янкилевского – поиск экзистенциальной основы мира и одновременно - невозможность постижения этой тайны до конца. Одиночество человека в пространстве Вселенной, вопросы внутренней и внешней свободы, диалектика мужского и женского – эти проблемы художник начал поднимать в своих самых ранних работах еще в 1950-х. Занимавшие его темы шли вразрез с набором официозных клише, равно как и естественные на этом фоне эксперименты с пластикой и колоритом. Синтезом его поисков в области формы и содержания стала концепция триптиха: она выражала столкновение диаметральных тем. Однако само противопоставление интерпретируются им не буквально. Янкилевский считал, что художник должен не изображать натуру, а показывать свое отношение к ней: с одной стороны, смотреть на нее отстраненно, с другой – идентифицировать себя с ней, пытаться изнутри выразить ее состояние. Таким образом, произведение будет нести в себе стереоскопический образ натуры - зашифрованный, неочевидный. Этот принцип лег в основу и самой выставки.