Почему современное искусство столько стоит? Рассказали эксперты на Арт-вечере КоммерсантЪ
31 января в центре CUBE.Moscow состоялся Арт-вечер КоммерсантЪ, посвященный проблемам определения цены и ценности искусства в цифровую эпоху. Российские и международные эксперты в сфере арт-бизнеса делились мнениями, как новые реалии, в том числе информационные, политические и даже эпидемиологические, влияют на стоимость произведений.
Текст: Надежда Коровкина
Фото: ИД "КоммерсантЪ"
В своем выступлении искусствовед, академик Российской академии художеств Михаил Каменский рассуждал о том, что в мире произошла смена иерархий, когда современное искусство зачастую продается дороже проверенной годами классики. Молодые и еще вчера никому не известные художники с помощью маркетинговых механизмов и соцсетей стремительно врываются в обойму классиков. Таким образом, с точки зрения известности, узнаваемости и цены работы молодого автора, нашего современника, вполне могут быть сопоставимы если не с Леонардо да Винчи, то с чуть менее известным классиком.
"Информационные потоки влияют на стоимость произведений искусства. Маркетинг внушает, что современное искусство стоит дорого", — Михаил Каменский, искусствовед, академик Российской академии художеств
Помимо интернета и маркетинга на цену произведения влияет и политическая ситуация, а также, такие казалось бы, далекие от искусства факторы, как public health. Например, развитие эпидемии коронавируса напрямую влияет на цену произведений на ярмарке Art Basel в Гонконге.
Галерист и коллекционер Полина Аскери рассказала о том, насколько важно для художника, с одной стороны, заниматься самопродвижением, выстраивая грамотную коммуникацию в интернете, особенно в Инстаграме, а с другой — выбрать правильную галерею, которая обеспечит информационную и техническую поддержку, включая участие в выставках и ярмарках и организацию продаж. В качестве примера она привела карьеру художника KAWS, известного своими яркими мультяшными скульптурами и имеющего более 2,7 млн. подписчиков, работа которого была продана в прошлом году в Гонконге за рекордные 14,7 млн.долл.
Модератор дискуссии, главный редактор "Коммерсантъ Арт" Александр Щуренков в развитие темы добавил, что если стоимость работ на первой персональной выставке начинающего художника составляет от 2 до 7 тысяч долларов, то после первой продажи цена, как правило, повышается на порядок. Он также подчеркнул насколько важно для художника чтобы его работа задержалась в музеях и частных собраниях на длительный срок, а не перепродавалась сразу же на аукционе.
Художник, бывший маркетолог и пиарщик Макс Гошко-Даньков рассказал об опыте самостоятельного продвижения без сотрудничества с галереями. Со слов художника, в какой-то момент он спустил все деньги на свою первую выставку, оставшись практически без средств к существованию, но в то же время несколько крупных брендов, таких как L'Oreal и Levi's заметили его творчество и предложили сотрудничество. Так Макс получил финансовую подпитку, позволяющую реализовывать некоммерческие проекты категории public art.
"У меня был выбор: пойти по проторенной дорожке или стать Фросей Бурлаковой. Я выбрал второй вариант" — Макс Гошко-Даньков, художник
Международный эксперт по альтернативным инвестициям Жеральд Отье рассказал о росте интереса бизнеса к искусству. Так, количество инвесторов, включивших в свой портфель произведения искусства, возросло с 6% до 12% и, по прогнозам специалиста, их число будет расти.
Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма отметила, что для своей личной коллекции она иногда совершает эмоциональные покупки произведений, в том числе, в Инстаграме. По мнению Юлии, невозможно инвестировать в искусство без эмоций, так может действовать разве что очень крупный инвестор.
Подводя итоги, можно отметить, что продуманная маркетинговая стратегия и грамотное продвижение в соцсетях — одни из ключевых факторов, влияющих на стоимость произведения современного художника.