Заметки резидентки Студии “Непокоренные 17”, февраль 2021

История о том, как художница и куратор Катя Финкельштейн попала в резиденцию “Непокоренные 17”, кого там встретила, и почему там стоит обязательно побывать.

“Открытая студия "Непокоренные" @nepokorennie появилась в апреле 2007 на проспекте Непокоренных в Санкт-Петербурге благодаря 3 студентам (на тот момент) Художественно-Промышленной академии им. Мухиной, а именно, Анастасии Шавлоховой, Илье Гапонову и Ивану Плющу, как некоммерческая организация по образцу европейских открытых студий-мастерских.

Текст: Катя Финкельштейн

Предоставленный под студию 800 метровый технический этаж бывшего ракетного завода был поделен на 9 мастерских, одну общую шелкографскую, выставочный зал и офис. Мастерские начали выдаваться молодым художникам на срок от 3-х месяцев до года, с условием участия и организации совместных мероприятий. Уже через несколько месяцев "Непокоренные" стали центром притяжения для творческой молодежи Петербурга” - эту заметку Анастасии Скворцовой на просторах интернета я прочитала, само собой, уже после того, как туда попала и озадачилась вопросом, куда же я попала. 

Посты в инстаграм, надо сказать, писать все-таки намного легче, чем большую историю о чем-то. Пост - это так вспышка из ниоткуда в никуда, а у истории есть начало, финал, содержание, еще и кульминация, если повезет. 

А начало этой истории случилось одной осенней ночью лихого 2020-го, когда я в новой попытке замотивировать себя на персональную выставку предложила в сториз кому-то откликнуться на кураторский брудершафт - обменяться курированием персональных проектов друг друга.  Первой откликнулась куратор и художница Александра Оминина, которая, в отличии от меня, ставшей частью Московского ландшафта современного искусства, давно является очень активной и интересной частью ландшафта Санкт-Петербургской арт-сцены.  Хотя, на первый взгляд, как художница я сформировалась в Москве, но факт влияния на то, кто я есть, первых 28 лет жизни на Архипелаге Св. Петра нельзя игнорировать. Мне показалось интересным и важным свой первый персональный проект открыть именно в этом городе на Неве, которого во мне больше, чем я могу предположить. 

Несколько месяцев обсуждений, ночных звонков и встреч и вот я здесь, в резиденции “Непокроенные 17” думаю над будущей выставкой в процессе долгих перебежек от шелкографской к промывочной и обратно. 

Лестница Непокоренных, фото Кати Финкельштейн

 Лестница Непокоренных, фото Кати Финкельштейн

 Лестница Непокоренных, фото Кати Финкельштейн 

Резиденты студии “Непокоренные 17” в феврале 2021

Вообще, предупреждать надо.  После того, как художница Наталия Спечинская провела мне экскурсию по студии и мастерским резидентов, я несколько потерялась в пространстве, времени и цели своего приезда и, возможно, меня до сих пор еще не нашли. Представьте себе, что вы приезжаете в резиденцию, не зная кто там обитает, а там в одном месте оказываются те художники, о которых вы делали ресерчи еще будучи студентом/кой худвуза, размышляли об их творческом пути и вдохновлялись их проектами на личные подвиги? Чтобы вы не оказались в подобной обескураживающей ситуации, мне захотелось несколько улучшить  видимость с Московских холмов этого интереснейшего места,  создать письменное свидетельства момента истории студии. А посему приглашаю вас на экскурсию по Непокоренным, буду заглядывать в мастерские и делиться рассказами их обитателей о себе и текущей практике.

Итак, о ком пойдет речь, кому в мастерские удалось заглянуть в начале 2021 года: Ирина Дрозд, Семен Мотолянец, Наталия Спечинская, Алиса Горелова, Саша Кокачева, Алексей Слон, Сергей Колосов, Илья Гапонов, Иван Плющ. 

Отправляемся на виртуальную экскурсию:

Холл

В холле водится кофе-машина, холодильник и мягкие диваны, что обеспечивает сюда непрерывный приток лучших умов непокоренного человечества, а также хаотического сосуществования их арт-плодов. В нашем деле - главное,  преодолеть притяжения этих диванчиков и интереснейших разговоров, циркулирующих в их пространстве, и пройти дальше. 

Холл Непокоренных, фото Кати Финкельштейн

 Холл Непокоренных, фото Кати Финкельштейн 

 Холл Непокоренных, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 501. Ирина Дрозд @irinadrozd

О местных монстрических существах. Ну, это понятно, что они выбрали себе в хозяйки Ирину Дрозд, обитающую в мастерской 501, что ближе всех к «кухне». 

Ирина Дрозд российская современная художница, родилась в городе Ржеве, училась сначала в художественном училище в Твери, затем в Санкт-Петербурге. С 2016 года по настоящее время состоит в списке российского инвестиционного художественного рейтинга 49 ART. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

О себе:

Здесь, в 2007 году мы с группой друзей-художников и искусствоведом организовали студию «Непокоренные», где до сих пор в мастерских работают разные по направлению художники. Начинали мы с нуля, никаких грантов, финансирования у нас не было. Зарабатывали монументальными росписями и все свои небольшие деньги вкладывали в обустройство мастерских. Дружественные площадки предоставляли нам пространство под выставки. В основном это были групповые выставки. Бюджета никакого не было, работали на энтузиазме и внутреннем огне. 

Мои мысли и работы трансформировались на протяжении этих лет, но постепенно я начала вычленять для себя те важные темы, о которых хочу говорить. Я работаю в различных техниках: живопись, скульптура, фотографии, готовые объекты все они могут существовать вместе, образовывая нечто наподобие инсталляции. Все они являются возможностями построения нового мира, вынесенного в зону маргинальности, мира личного мистического, детского, природно-деревенского и женского. В живописных работах я часто намеренно оставляю схематичность в окружении, и, кроме фигур, в них присутствует минимум объектов или пространственных элементов — за счет этого стараюсь сосредоточить  внимание зрителя на атмосфере и волшебном ощущении встречи со моими героями. Но при этом в произведениях могут обладать оккультные и фантастические предметы, такие как «живая еда», или кровь.

Ирина Дрозд

Ирина Дрозд, фото Катя Финкельштейн

Ирина Дрозд, фото Катя Финкельштейн

Сейчас я работаю над инсталляцией «Дом». Это вещь будет складываться из ящиков размером 35х35х25 см, каждый из которых представляет собой некую комнату, со своими странными и в то же время обыденными сценами из жизни, взгляд на которые со стороны вызывает бурю эмоций. В этих комнатах, возможно, кто-то найдёт себя. Каждый ящик и его жильцы защищены стеклянными  дверцами. Идея эта родилась во время пандемии, а конкретно в период жесткой изоляции, когда люди остались в своих квартирах на долгое время. Беспрецедентный случай. Так же эта инсталляция посвящена обычной хрущёвской пятиэтажке в городе Ржеве, где жила моя мама. Когда я приезжала ее навестить несколько раз в году, то всегда с любопытством наблюдала совершенно дикие и одновременно фантастические взаимоотношения обитателей этого дома. Когда я рассказывала эти истории своей сестре, она мне говорила: “Надо книгу писать про ваш дом, похлеще чем у Зощенко будет”. Этот дом, с одной стороны, как бы совокупность всех этих несчастий, которыми может быть наделен человек. Но при этом я видела в соседях много доброты, и какого-то русского отрешенного смирения перед судьбой и жизнью в этом Ржеве, которое однако не даёт оскотиниться, а наоборот проявляется в человечном отношении друг к другу.  Но, вообще, конечно, в  провинции, и конкретно во Ржеве очень много страшного, и оно тем страшнее, чем более бытовое к нему отношение. 

Монстрическое есть везде: и в людях, и в природе. Может поэтому я леплю монстров и люблю их, несмотря ни на что? 

Ирина Дрозд

В мастерской 501 Ирины Дрозд, фото Катя Финкельштейн

 В мастерской 501 Ирины Дрозд, фото Катя Финкельштейн

Работы Ирины Дрозд, фото предоставлено художницей

В мастерской 501 Ирины Дрозд, фото Катя Финкельштейн

Мастерская 504. Семен Мотолянец @semyonmotolyanets

Есть вещи, которые нельзя понимать упрощенно... Возможно, многих в этот час волнует вопрос попадания в резиденцию студии «Непокоренные 17». И тут, с одной стороны, все просто - нужно ждать open call или open flow, как повезёт. С другой стороны, можно обратить внимание на невербальные намеки одного из укоренённых резидентов - Семена Мотолянца о том, что, возможно, стоит тренировать в процессе ожидания open, ну, чтобы иметь больше шансов. Например, можете ли вы так держать кисточки во время работы над своим высоко концептуальным видео-артом, ну или хотя бы, так держать мыло во время живописи или представить CV в виде рабочего комбинезона художника? Вот и я думаю, что все не так просто. Находясь за стенкой от Семёна во время резиденции, балансировала между созданием комбинезона и тренировкой высококонцептуально-критичного вдумчивого взгляда профессионала, ибо такого количества кисточек и мыла под рукой не было.

О себе:

- Я такой же гений, как и все, - Семен Мотолянец.

Семен Мотолянец, фото Кати Финкельштейн

Над чем сейчас работает:

Проект состоит из четырех серий работ: Мыльные Часы, Пирамидки, Антифорточки и Мыльная архитектура. Каждая серия раскрывает грань значения и задает измерение в исследовании тривиального быта гигиены. В серии Антифорточки складывается представление о личном и «закрытом» пространстве ванной комнаты. Ванна - особое место личного пространства, где человек остается один на один со своими мыслями и собственной наготой. 

Мыльная архитектура это искусство строить и проектировать будущее, ускользающее и такое шаткое в сегодняшний день. Процесс освобождения от «лишних поверхностных слоев»; смывая слой за слоем, будто бы позволяет нам добраться до «истинного» себя. Перед нами запечатлены инструменты чистого будущего, всем им отдано должное внимание, будь то мылу, кранам, душам, мыльницам и обмылкам, -  не так часто внимание художника придает значение этим предметам. 

Форма обмылка, сообщает и указывает на изменения происходящие под воздействием человека. Если успеть вынести исчезающий обмылок в из ванной комнаты в область визуально искусства мы сможем увидеть его историю, судьбу исчезновения. Исчезновение вводит категорию времени, за которую отвечает серия “Мыльные часы”. Для разной материи воздействие времени будет различно. В закрытой системе белого бокса два обмылка: один керамический, способный остаться неизменным в течении 1000 и более лет, другой реальный, эфемерный и непостоянный,  - это часы очень медленного отсчета времени.

Задача художника остается чистой и прозрачной, погружение в среду чужого личного пространства, придавая видимость тривиальным предметам, и выделяя особое формальное значение инструментов чистого будущего. Фокус внимания сосредоточен именно на функции, объекте, морфологических свойствах этих орудий. Проникая глубже в атмосферу среды, возникает запах этих мыльных конструкций - будущее пахнет мылом. 

Семен Мотолянец

Ну и напоследок:

“Все в наших руках. Поэтому их надо чаще мыть”. Станислав Ежи Лец 

Семен  Мотолянец, фото Катя Финкельштейн

В мастерской 504 Семена Мотолянца, фото Катя Финкельштейн

В мастерской Семена Мотолянца, фото Катя Финкельштейн

Мастерская 505. Катя Финкельштейн @finkelstein_art

Мне довелось интенсивно поработать в резиденции на Непокоренных всего лишь две недели, но это того стоило. Мне было ценно не только перенять опыт шелкографии коллег, но и, конечно, драйв общения с очень креативными  и  интересными обитателями этажа. 

О себе:

Я мультидисциплинарная художница и независимый куратор, и люблю обе эти стороны художественной жизни. Закончила Британскую высшую школу искусства и дизайна по направлению «Современное искусство» в 2019-м.

Являюсь резиденткой галереи «Электрозавод», там у меня мастерская и интересная среда обитания. Недавно создала онлайн платформу для независимых кураторский проектов @art_makes_sense, несколько лет была со-организатором арт-сообщества «YRA!». Участвовала как художница и куратор в проектах в рамках 58-й Венецианской Биеннале, 8-й Московской Международной Биеннале, Микробиеннале горизонтальных инициатив (2019), Фестиваля «АРХСТОЯНИЕ» (2020), 7-й Московской международной молодежной биеннале, 

В художественной практике работаю с рядом тем: чувство идентичности современного человека (постсоветское пространство, глобальная идентичность), визуализация психического, частная жизнь человека и глобальные социально-политические процессы, порядок и хаос. 

Мастерская 505 Кати Финкельштейн, фото Алисы Гореловой JPG

Над чем сейчас работает:

Во время резиденции мне было интересно частично вспомнить и частично освоить заново технику шелкографии и очень благодарна за наставничество в этом деле моему куратору Александре Омининой и художнице Наталие Спечинской. В качестве темы для серии графических работ в технике шелкография мне было значимо на тот момент сфокусироваться на рефлексии ситуации политического напряжения, насилия и нарушения прав человека во время арестов на митингах зимы 2020 го. Серия  получила  рабочее название “Цветы и шлемы”.

Мастерская 505 Кати Финкельштейн, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 505 Кати Финкельштейн, фото Кати Финкельштейн

Второй, но на самом деле, главной задачей моего пребывания в резиденции, было планирование персональной выставки, которая должна открыться в зале Непокоренных 22 мая под кураторством Александры Омининой.

Александра Оминина в Мастерской 505 Кати Финкельштейн, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 506. Наталия Спечинская @nathalie_spetchinskaya

Студия “Непокоренные 17”, это не только стены мастерских, это прежде всего, люди в них. А Наташа Спечинская, это такой человек, который делает пространство студии очень теплым и живым, а иногда еще и более упорядоченным, чем ему свойственно в естественном течении дел. 

О себе:

Я - Наталия Спечинская. Резидент Студии “Непокорённые 17” где-то около 4 лет. Традиционная практика резиденции— 3-6 месяцев, но некоторым удаётся каким-то чудесным образом здесь укорениться. Через нашу резиденцию за 14 лет существования прошло огромное количество художников. И я, признаться, «Непокоренным» страшно благодарна. Это пространство всегда славилось размерами работ, и мои холсты, например, с 80 см по большей стороне за 4 года выросли до 3-4 метров. Размер имеет значение.

Родилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Учитывая некоторую природную одаренность и множество творческих персонажей в генах, включая прадедушек: «человека – писателя – гражданина» Всеволода Вишневского и композитора Зигмунда Каца, с искусством все определилось с 5 лет - студия Ольги Некрасовой в Эрмитаже, затем – ЛСХШ им. Б. В. Иогансона при Академии Художеств, Академия (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), РГПУ им. Герцена по классу живописи. Являюсь членом Союза Художников. Работы находятся в частных коллекциях России, Германии, Франции, Эквадора, США, Испании, Греции, Италии, Латвии. Работы также в Фонде Imago Mundi Benetton Collection, Италия, Copelouzes Family Art Museum, Греция.

Основной вид деятельности: живопись и графика. Основное в художественном языке для меня, конечно, - цвет. Им я выражаю эмоции, через него [в том числе] передаю смысл. При помощи цвета можно изменять восприятие происходящего на холсте: противоречие цветового и смыслового решения дают возможность иных интерпретаций произведения. Ну и, наверное, наверное, пытаюсь защититься им от серой погоды Питера.

Наталия Спечинская

Мастерская 506 Наталии Спечинской, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 506 Наталии Спечинской, фото Кати Финкельштейн

Над чем работает:

Сейчас в процессе проект с рабочим названием “Интеграция”, в котором я соединению актуальное искусство с оммажем старым итальянским мастерам на пространстве холста. Фокус как-бы перемещается то на «старое», то на «новое».  Суть проекта проста: современное искусство, как бы оно ни было эпатажно и «неоконцептуально», выросло из опыта предыдущих поколений мастеров. Лишь благодаря (или из-за) всей цепочке истории, истории искусств в данном случае, мы сейчас делаем то, что делаем. Глупо забывать или открещиваться от корней,ведь цепь истории не разорвать. 

Нарратив вырастает из происходящих вокруг меня событий и моих мыслей, но выражается неочевидным способом, как во сне: все выглядит не совсем как в действительности, и зритель вправе угадывать, прочитывать смысл и по-своему интерпретировать увиденное. Вообще, не люблю четкого руководства к восприятию и пониманию произведения искусства.

Некоторые работы в старых отреставрированных золотых аля музейных рамах,  - для пущего гротеска).

Мастерская 506 Наталии Спечинской, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 506 Наталии Спечинской, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 507. Алиса Горелова / Саша Кокачева

В мастерской 507 работает две художницы. 

Алиса Горелова @alisagorelova - это человек, кого не легко было застать за праздным распитием кофе-чая в холле, ибо она была с головой в процессе подготовки своего крупного персонального проекта. Здорово было заглянуть к ней мастерскую и соприкоснуться с процессом рождения прекрасной серии работ. 

О себе:

В CV Алисы можно обнаружить ее долгий путь обучения разным аспектам визуальных искусств, как в отечественных так и в зарубежных вузах в диапазоне от классического искусства к изучению актуального.

Куратор и арт-консультант Марина Альвитр, познакомившись с Алисой Гореловой, как раз, в студии “Непокоренные 17”  таким увидела ее подход к искусству: “В своих работах Алиса Горелова затрагивает различные темы, изучая границу между человеком и окружающим миром, между телом и другим телом. Исследует телесность, в которой насилие переходит в чувственность, агрессия в уязвимость. Вопрос границы является ключевым для творчества художницы: где заканчиваются границы тела? Когда телесность превращается в абстракцию? Где должна заканчиваться живописная картина и может ли изображение выходить за рамки холста? Зачастую работы Алисы представлены как живописные инсталляции, захватывающие собой все свободное пространство помещения и внимание зрителя». 

Мастерская 507 Алиса Горелова, фото Кати Финкельштейн

Над чем работает:

Все, что я делала последнее время, это была скорее интуитивная, чувственная реакция на происходящие изменения в обществе: на изменение гендерных ролей, отношения к насилию, то, что я могу ощущать на себе. Я планирую продолжать работать с этими темами, но возможно прибегая к большему анализу. Стремясь расширить свои практики, в качестве дополнения последней живописной серии я готовлю инсталляцию, где будут задействованы скульптуры из текстиля. И в продолжение этого в ближайшее время я хочу начать работу с видео,  у меня есть представление, о чем бы я хотела сделать видео, но какие именно оно примет формы мне и самой пока интересно.

Сейчас я готовлю два проекта. Первый - тотальная живописная инсталляция в Севкабель порт. Вторую инсталляцию я планирую показать в чаше бывшего бассейна в Лютеранской церкви Святых Петра и Павла (Петрикирхе). Выставка “БЛИЗОСТЬ” прошла в Севкабель порт в марте 2021.

Мастерская 507 Алиса Горелова, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 507 Алиса Горелова, фото Кати Финкельштейн

Саша Кокачева @askoka4eva

Судя по моим наблюдениям, Саша в мастерской 507 занимается изменением порядка, мира и вещей, порядка вещей, вещей мира и тд в любой последовательности, опираясь на серьезный академический бэкграунд. Но ведь когда уже стоишь на этом серьезном бэкграунде, вдруг понимаешь, что руки-то и голова свободны, а поэтому можно надеть бананы/другие фрукты и овощи и выполнять операцию “ASK” до достижения нужного состояния сознания  #justask

Мастерская 507 Саша Кокачева, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 507 Саша Кокачева, фото Кати Финкельштейн

О себе:

Я Родом из маааленького города Вельск на юге Архангельской области, где про контемпорари Арт никто никогда не слышал и все уважают мой академический бэкграунд. 

Я художник (графика, живопись, объекты, культурные интервенции, иногда перформанс, фото). Закончила Академию Художеств им.Репина, факультет графики (2018). Училась и у А.А. Пахомова (старая школа- тру!), и у Леонида Цхе (Север 7) - “нью скул”,  а так же прошла курс в Школе Молодого Художника “Про Арте” под кураторством Кати Бочавар (2018).

Над чем работает:

Одной из сквозных тем творчества является тема изменения вещей, порядка, мира в целом, привычных вещей. Сопоставление старого с настоящим, иногда выходят сюрреалистичные картинки.

Живу, учусь, работаю и отдыхаю в Санкт-Петербурге, с туристическими набегами по музеям и галереям в Москве.

Мастерская 507 Саша Кокачева, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 507 Саша Кокачева, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 510. Алексей Слон @l.slon

По воскресеньям в студии обычно пустынно, но в этот раз от долгих разговоров с самой собой меня спас художник Алексей Слон, пригласивший заглянуть в его мастерскую.

О себе:

Родился  и вырос в Санкт-Петербурге, закончил художественное училище Н. К. Рериха и РГПУ им А. И. Герцена. Во время учебы успел побыть археологом на раскопках Любшанского городища в Старой Ладоге, художником по фонам в анимационном проекте "Смешарики", стал лауреатом нескольких всероссийских конкурсов и фестивалей, в том числе президентской программы поддержки творческой молодежи. После учебы основал студию по художественной росписи стен, выполнил несколько сотен росписей в частных и офисных пространствах. Работать над персональными проектами в области современного искусства начал с конца 2018 года. За это время участвовал в нескольких выставках Музея современного искусства “Эрарта”, галереи "Стерх" (Сургут), участник ярмарки в Порт Севкабель. Персональная выставка в галерее студии "Непокоренные 17". Сотрудничество с рядом галерей в Петербурге и в Москве. Резидент студии «Непокорённые 17» с 2018 года. 

 

Мастерская 510 Алексей Слон, предоставлено художником

Мастерская 510 Алексей Слон, предоставлено художником

Над чем работает:

В своем текущем проекте Алексей фокусируется на поиске и исследовании знаков реальности, существующей за территорией обитания мифов и смыслов человеческой культуры, но обладающей бесконечной властью и оказывающей формирующее влияние на жизнь через свои непредсказуемые проявления. Визуальный ряд экспериментального проекта представлен произведениями, выполненными в двумерных аналоговых и цифровых техниках, изображение в которых размещается художником под ощущение пространства с помощью различных элементов.

Мастерская 510 Алексей Слон, предоставлено художником

Мастерская 510 Алексей Слон, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 512. Сергей Колосов @koloss_rodoski 

Как вспышка из прошлого... в попытке состыковать разрывы пространства, времени и медиумов Сергей Колосов создаёт новые миры за дверью одной из мастерских студии. 

О себе:

Меня зовут Сергей Колосов, мне 34 и я художник. В резиденцию попал недавно, в ноябре 2020 г. Хорошо находиться в кругу единомышленников. 

Мои ранние работы были посвящены размышлениям о влиянии времени на душу и тело, насколько внешние факторы вокруг могут изменить облик человека и судьбу.

Выставочную деятельность веду с 2007 года. Начинал с проекта группы художников Psy. X. Sistem и до 2012 года занимался организацией выставок для проекта. 

В 2011 году сделал свой самый большой проект совместно с Антоном Чумаком и Русланом Kengie - выставку-акцию «21 грамм». В этом же году попал в проект  «Новые имена» в Музее «Пушкинская-10». В 2013 году состоялась моя первая персональная выставка «Свободное падение» в галерее «Кухня». В 2015 поучаствовал в выставке  «Мастерская 2015. Sub observationem” в музее MMOMA и в параллельной программе Арт-биеннале «Манифеста 10» в проекте «Магнитное Поле». 

Как-то так начался мой творческий путь, дальше - больше!) 

Мастерская 512 Сергея Колосова, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 512 Сергея Колосова, фото Кати Финкельштейн

Над чем работает:

В данный момент работаю над новым проектом, создаю скульптуры из битого стекла. Изучаю, экспериментируя, новый для меня материал. В новом проекте отражаются мои размышления о пространстве и времени, о том как они выглядят, какой имеют состав, цвет. В этом году планирую довести свой проект до персональной выставки.

Мастерская 512 Сергея Колосова, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 512 Сергея Колосова, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 513. Илья Гапонов @ilyagaponov

Это ловушка. Вообще, на Непокоренных очень тяжело работать. Вот плетёшься ты утром по лестнице наверх в надежде на скорый кофе, а тут раз, и лицо шахтера занимает все пространство, и он так смотрит на тебя, мол: «И ты ещё называешь свой богемный день тяжелым? Может, махнемся? Я сюда к вам на диванчик пить утренний кофе, а ты ну хоть на одну вахту к нам на Кузбасс?» И ты уже в таком изменённом состоянии входишь наверх, а тут странные пластико-акриловые люди и неизвестно кем оставленные круги по дороге в мастерскую одного из основателей студии Ильи Гапонова, которого хоть сейчас тут временно и нет, он как будто бы очень даже тут есть. 

Работа Ильи Гапонова на лестнице Непокоренных, фото Кати Финкельштейн

Мастерская 513 Илья Гапонов, фото Кати Финкельштейн

О себе:

Всем привет! Меня зовут Илья Гапонов. Родился в Кемерово в 1981 году и с детства проявлял интерес к художественному делу. Поступил в Кемеровское художественное училище. С 19 лет занимался росписью храмов и мозаикой, и после окончания хотел обучаться иконописи, но в конце концов, поступил на отделение монументальной живописи Санкт-Петербургской Академии имени Штиглица. Далее мне повезло получить грант и я окончил парижскую Национальную школу изящных искусств. 

Вместе со своими друзьями организовал художественное сообщество, художники которого и стали основателями и первыми резидентами мастерских на последнем этаже здания на проспекте Непокоренных, поэтому наша группа художников и получила название «Непокоренные». Ведем активную выставочную деятельность в Петербурге и Москве, участвуем в международных проектах. В 2017, 2018 годах вошел в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49 ART. Живу и работаю в Санкт-Петербурге.

Над чем работает:

Заходя ко мне в мастерскую, попадаешь в пространство монохрома, точнее здесь царят различные оттенки битумных смесей. Основой для почти каждой работы служит Кузбасслак, мой любимый и очень многогранный материал. Материалу вторят и темы, над которыми я работаю. Это могут быть монументальные портреты шахтеров из моего родного региона(Кузбасс) или индустриальные пейзажи, больше напоминающие религиозные сооружения, ставшие основой новой индустриальной религии 20-го века.

Мастерская 513 Илья Гапонов, предоставлено художником

Мастерская 513 Илья Гапонов, предоставлено художником

Мастерская 514. Иван Плющ @ivanplusch

Если долго-долго идти по длинному коридору Непокоренных, который напоминает хаотично живущую своей жизнью галерею искусств, то можно, наконец, достигнуть числа пи или пл, а именно мастерской 514. Здесь работает один из основателей резиденции Иван Плющ. Думаю, одним из факторов высокой художественной продуктивности Ивана, как раз является максимальная удаленность холла с бесконечными чайно-кофейными посиделками.

Коридор Непокоренных, фото Катя Финкельштейн

Коридор Непокоренных, фото Катя Финкельштейн

О себе:

Живёт и работает в Петербурге и Будапеште.

Обучался в Париже в Cite internationale des Arts и Государственной Художественной Академии им. Штиглица. Номинант STRABAG artaward international, 2014, лауреат Премии “Собака топ 50”, СПб, 2013, лауреат Премии “Инновация”, ГЦСИ, Москва, 2013, номинант Премии “Курёхина”, СПб, 2013.

Мастерская 514 Иван Плющ, фото Кати Финкельштейн

Над чем работает:

Сейчас работаю над проектом "По образу всего/ По образу всех", который объединяет в себе работы, построенные с помощью генеративно-состязательной нейросети (искусственного интеллекта) из образов привычных нам, взятых из мира искусства, жизни, людей, их профессий, внешности, социальных клише и так далее. Все вместе это образует некое понимание «всего» и «всех». Для создания образа я отбираю несколько сотен изображений объекта или людей/человека, которые потом анализирует генеративная сеть, она проходит несколько стадий обучения и в конце выдает объединенные образы предмета, по которым она может его узнать. Я изучаю результаты и по ним создаю живописное полотно, также анализируя с точки зрения собственной эстетики, экзистенциального и визуального опыта то, что предлагает сеть. Результатом становятся работы «По образу дома», «По образу меня», «По образу тебя», «По образу масок», «По образу мужчин», «По образу женщин» и так далее, которые созданы во взаимодействии между «искусственным интеллектом» и художником, это своего рода симбиоз создания образов, попытка объединить видение мира генеративной сети и современного художника, некий диалог между новыми технологиями и архаическим медиа живописи.

Мастерская 514 Иван Плющ, фото Кати Финкельштейн

Вот и подошел к концу и длинный коридор студии “Непокоренные 17” и мой рассказ об этой важной точке на карте искусства Санкт-Петербурга. Надеюсь вы вдохновились и уже думаете о том, как бы не пропустить open call резиденции и поработать там в одной из мастерских вместе с талантливыми соседями по цеху. А я все-таки, работать над образами люблю больше, чем писать длинные тексты, посему пора завершать. Хочется поблагодарить моего куратора Александру Оминину за организацию такой чудесной возможности, художницу Наталию Спечинкскую за теплый прием в резиденции и всех обитателей Непокоренных за готовность поддержать мою инициативу этих заметок. 

Мастерская 513 Илья Гапонов, фото Кати Финкельштейн