Анатолий Осмоловский: "Я бы сказал, что самое худшее уже произошло в 2014 году"

Над интервью работал Сергей Чебатков

Фото обложки: VLADEY

C 27 декабря по 20 января во VLADEY SPACE проходит выставка "Против всех!", куратором которой выступил Анатолий Осмоловский. Впервые этот лозунг был представлен публике как художественная акция в декабре 1999 года, когда накануне очередных выборов несколько смельчаков под руководством Осмоловского залезли на мавзолей Ленина и растянули баннер с текстом «Против всех». С тех пор прошло 18 лет, на носу очередные выборы, тело Ленина осталось на том же месте. АртУзел поговорил с Анатолием Осмоловским о выставке, современном искусстве и политической ситуации в нашей стране.

Фото: Олег Кулик

Сергей Чебатков: Ваш сегодняшний проект, по вашему же собственному признанию, должен напомнить об акции «Против всех», проведенной вами на Красной площади 18 лет назад.  Тем не менее беседуем мы сегодня на открытии приятной буржуазной художественной выставки, а отнюдь не площади. Почему?

Анатолий Осмаловский: Главной задачей этого проекта является не попытка очередного эпатажа, а желание показать, как художники-интеллектуалы относятся к той политической ситуации, которая сегодня у нас сложилась.  И здесь мы видим довольно большое количество совершенно разных реакций, начиная от очень эмоционально возмущенных высказываний, и заканчивая серьезными интеллектуальными размышлениями. Как по поводу текущего момента, так и по поводу будущих выборов. 

С.Ч.: А какое изменение в политической ситуации в стране подвигло бы сегодня самого Анатолия Осмоловского снова совершить какую-нибудь радикальную художественную акцию?

А.О.: Могу предположить, что, это была бы, например, смена политической власти. Представьте, если бы на новых выборах победил бы Жириновский? Вот было бы смеху. Наверняка спали бы покровы воспитанности, которые носит сегодняшняя власть. 

С.Ч.: Что стало бы с нашим многострадальным современным искусством?

А.О.: Я бы сказал, что самое худшее уже произошло в 2014 году. Причем со всем мировым искусством в целом, которое сейчас находится в состоянии, как говорят в боксе, нокдауна. Ведь до того момента искусство по сути шло рядом с политикой. Так сложилось исторически на Западе еще с конца 1980-х годов. И когда, в 2014 году мировая политика резко изменилась, то художественное сообщество просто впало в некий ступор. И только сейчас я вижу первые симптомы отрезвления, понимания того, что надо уже начать разделять искусство и политику. 

С.Ч.: Вы также упоминали о том, что «Против всех», не только политический лозунг, но и принцип творчества современного художника. Вы говорили о том, современное искусство не должно признавать проторенных путей, чтобы быть способным находить новые. Но не кроется ли в этом определенный деструктивный элемент?  Не выродится ли поиск нового в банальное разрушение старого? Как, например, у Данилы Ткаченко, спалившего старые деревенские избы? 

А.О.: Я уверен, что настоящий художник даже обязан разрушать и уничтожать, прежние устоявшиеся традиции, взгляды и типы поведения. Критиковать Ткаченко, на мой взгляд, просто смешно. Буквально три дня назад власти на Чукотке взорвали старые жилые дома. Почему по этому поводу нет никакого возмущения? Ведь эти дома тоже представляли собой образцы архитектуры массовой застройки 1960-х годов. Искусство должно быть провокативным, а созидает пусть власть. Это ее прерогатива и функция.

С.Ч.: Олег Кулик написал у себя в Facebook, что вы отвергли с вердиктом «слишком политическая» одну из его работ, которую он хотел показать на вашей выставке.

А.О.: Он нарисовал Ксению Собчак, которая взяла себе как раз девиз «Против всех» на будущих выборах. Я считаю это политической «джинсой», а мы политическую «джинсу» не выставляем.