Антонио Лигабуэ. Зеркало души - зеркало безумия

Текст: Маша Машкевич

Государственный музей современной истории России представляет первую в стане выставку итальянского художника ХХ века Антонио Лигабуэ. В период с 25 января по 11 марта 2018 года гости музея могут познакомиться с живописными полотнами и бронзовыми скульптурами одного из самых малоизученных и трагичных художников итальянской сцены примитивного искусства. 

«Невероятно мощный художник. Его можно сравнить с Ван Гогом, который главной темой своего творчества выбрал животных. Его живопись напоминает наскальную, да и сам он был очень похож на пещерного человека», - считает итальянский искусствовед Витторио Згарби. 

Будучи самостоятельным художником, гением-самоучкой, не причисленным ни к одной академии или художественному объединению он смог выразить себя в искусстве и стать интересным всему миру, от художника и куратора, до зрителя в Италии и не только. 

Путь художника с самого рождения складывался не самым лучшим образом. Будучи рождённым в семье итальянских иммигрантов, вскоре был отдан в приёмную швейцарскую семью. Бедность и непонимание всюду преследовали будущего художника. С самого раннего возраста болел рахитом, учился в школах для инвалидов, которые из-за скверного характера не раз менял. В совершеннолетнем возрасте был впервые госпитализирован в психиатрическую лечебницу после тяжёлого нервного срыва. Там же и начался его художественный путь, в котором он видел своеобразное спасение. 

Последующая судьба художника складывалась ещё менее удачным образом. Он был выслан из страны по жалобе приёмной матери, после чего сопровождён в Италию родной город отца Гуалтиери. Вёл замкнутый и скитальческий образ жизни, без знания итальянского, денег и работы, жил на улице. Уходил из мира реального в мир искусства через живопись и скульптуру. Из глины реки По создавал фигурки диких зверей и домашних животных 

Пантера. Фото: Galereia Centro Stecatta

Его попытки сбежать обратно в Швейцарию к приёмной матери не увенчались успехом, он остался жить на прежнем месте, где работал строителем, целый год жил в лесу и писал картины. В его работах этого периода особенно заметно чувство страха по отношению к обществу. Животные на его картинах находятся в постоянной борьбе. Кажется, эта схватка никогда не закончится.

Хищники на его картинах нападают, а домашние животные почти всегда загнаны и находятся в страхе. Он прорисовывает детали мышц, разинутых пастей и перьев с анатомической точностью, однако фон этих баталий удивительно нежный. 

Человеком, который изменил всю его жизнь был итальянский художник Ренато Марино Маццакуратти, он разглядел талант в местном безумце-бродяге, научил его работать маслеными красками и разрешил практиковаться в своей мастерской. Но и эта дружба не смогла спасти Антонио от повторной госпитализации в психиатрическую лечебницу. В итоге от трижды прибывал в стенах этого заведения, не редко оставаясь там не один год. Во время последней госпитализации, из-за нападения на немецкого солдата с бутылкой, его навещал журналист Ромоло Валли. После этого в художественной карьере недавнего бродяги происходит явный скачок. Им стали интересоваться итальянские СМИ, арт дилеры и коллекционеры. Благодаря коммерческому успеху, он смог реализовать свою давнюю мечту – в автопарке художника было 12 мотоциклов. На одном из них Антонио Лигабуэ и попал в аварию, которая унесла его жизнь. 

Выставку Антонио Лигабуэ в Москве курировали Итальянский искусствовед Витторио Згарби и официальный биограф художника Марцио Даль Акуа, при поддержке президента Исследовательского центра и архива Антонио Лигабуэ в Парме Аугусто Агосто Тота. Основной их задачей было представить московскому зрителю творчество Антонио Лигабуэ и показать все разнообразие его работ. Для этого проекта отведен отдельный павильон с богатым естественным освещением. Полотна экспонированы не в хронологическом порядке, автопортреты расположены рядом с изображениями сцен пашен и домашнего скота.