Елена Ворушилина:"Кураторы проекта стремились показать художника – создателя эстетики нового времени"

Над интервью работала Юлия Крышевич

Фотографии предоставлены Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства

До 10 декабря во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в рамках цикла «Рожденные Октябрем» проходит выставка «Фарфоровая Революция. Мечта о Новом Мире. Советский фарфор из собрания ВМДПНИ». Выставка включает в себя лучшие образцы обширной и разнообразной по своему составу музейной коллекции, традиционно называемые агитационным фарфором. Мы поговорили с Еленой Ворушилиной, руководителем отдела керамики ВМДПНИ, об агитационном фарфоре и о том, как формировалась его коллекция в Музее.

 

 

Елена Ворушилина

Юлия Крышевич: В 2017 году Россия отмечает столетие Великой Октябрьской Революции. Многие институции организовывают мероприятия и выставки, посвящённые юбилею, - "Фарфоровая Революция" в ВМДПНИ не исключение. Как вы оцениваете концепцию и место Вашей выставки среди других событий?

Елена Ворушилина: Для Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства выставка «Фарфоровая революция. Мечта о новом мире» - это подведение итогов нашей многолетней работы по собиранию и изучению искусства агитационного фарфора – уникального явления первых лет Революции.  В год столетия Октябрьской революции музей представляет свое уникальное собрание фарфора 1920-х-1930-х годов. Собрание формировалось на протяжении почти 40 лет. Основу его составили частные коллекции, поступившие в фонды музея в 1980-е годы. Собрание фарфора первых послереволюционных десятилетий уникально как своим составом и количеством, так и известными именами коллекционеров. Народный артист СССР Л.О. Утесов, чья коллекция поступила в музей в начале 1980-х годов, был страстным коллекционером русского и советского искусства. Его небольшая по количественному составу коллекция агитационного фарфора обладает огромной историко-художественной и музейной ценностью. Практически все предметы этой коллекции - авторские, подписные, редчайшие образцы произведений ведущих художников Государственного фарфорового завода.

Не менее известна среди коллекционеров, искусствоведов, широкой публики и коллекция эстрадных артистов М.В.Мироновой и А.С.Менакера. Коллекция формировалась в довоенный период, в 1930-е годы, в ней представлены не только предметы с уникальной авторской живописью, но и редчайшая фарфоровая скульптура. 

Кураторы проекта стремились показать художника – создателя эстетики нового времени. Представленные на выставке произведения демонстрируют всю широту творческой палитры мастеров-фарфористов – от индивидуальной трактовки традиционных мотивов и сюжетов до построения новаторских композиций, созвучных эпохе. 

Блюдо декоративное «1 мая - праздник международной пролетарской солидарности». 

г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. 1928 г. 

Автор росписи: Кобылецкая З.В. 

Из коллекции Утесова Л.О.

Ю.К.: Как можно догадаться из названия выставки, основным материалом экспозиции является фарфор. В пресс-релизе даже есть упоминание целого направления агитационного фарфора. Чем обусловлен такой выбор в рамках проекта?

Е.В.: Еще раз хочу отметить, что именно в искусстве фарфора наиболее ярко, выразительно была заявлена агитационная тема. Удивительно, но именно агитационный фарфор был наиболее созвучен требованиям времени. По сути, являясь роскошью, очень дорогим материалом, фарфор с новой символикой, по сравнению с другими видами искусств, например, искусством плаката, оказался наиболее долговечным. Агитационный фарфор становится объектом коллекционирования практически с момента его появления.   

Ю.К.: В последнее время в России идет популяризация декоративно-прикладного искусства. Его продают, ему посвящают выставки, ему пытаются обучить на мастер-классах. Каково Ваше отношение к этой тенденции?

Е.В.: Интерес к декоративно-прикладному искусству существовал на протяжении веков. По сути все утилитарные предметы, окружающие человека в быту и, в той или иной степени, декорированные, наиболее близкие и «понятные», и в широком смысле являются искусством. 

Скульптура «Плясунья»

г. Ленинград. Государственный фарфоровый завод

Модель 1929 г., выполнена в конце 1920-х- начале 1930-х гг.

Автор модели: Данько Н.Я.

Ю.К.: На какую аудиторию, в основном, рассчитана "Фарфоровая Революция"? Что может ожидать зритель от посещения выставки?

Е.В.: Выставка будет интересна самому широкому кругу посетителей. Кто-то заинтересуется (молодые зрители) яркой страницей истории России. Знатокам и любителям фарфора будут интересны редчайшие образцы фарфоровой скульптуры, известные в единичных экземплярах. Искусствоведы и коллекционеры найдут для себя ответы на вопросы, касающиеся атрибуции фарфора.