Импрессионизм в авангарде

Текст: Юлия Крышевич

С 31 мая нашумевшая выставка «Жены» в Музее русского импрессионизма уступила место очередному экспериментальному проекту «Импрессионизм в авангарде». В фокусе проекта– исследование влияния импрессионистского течения на становление главного направления в российской живописи начала XX века. 

По словам директора Музея русского импрессионизма Юлии Петровой, изначально тематика выставки планировалась быть шире с главным акцентом на живописи «впечатленцев», но впоследствии выбор был сделан в пользу хрестоматийного сравнения импрессионизма и авангарда. Для участия в проекте были отобраны произведения 35 культовых авторов: среди них Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Александра Экстер, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Ольга Розанова, Аристарх Лентулов и многие другие. Некоторые картины будут представлены публике впервые: например, ранее не выставлявшаяся «Прогулка» Михаила Ларионова или «Портрет мальчика» Алексея Кокеля: совсем недавно произведение было обнаружено на оборотной стороне картины «Портрет В.И. Ленина».  Всего 14 государственных музеев и 17 частных собраний внесли вклад в создание выставки, одолжив шедевры живописцев из коллекций. 

Давид Бурлюк. Летний пейзаж. 1910-е

«Все художники-авангардисты прошли через период, когда их называли авангардистами» - считает Илья Доронченков, профессор Европейского университета (Санкт-Петербург). Так как для многих импрессионизм в самом широком смысле слова «был синонимом свободы в то время». Создается ощущение, что выставка построена по этому принципу: малоизвестные ранние работы авангардистов, исполненные в импрессионистском ключе, посетители увидят в центральной части экспозиции, а мультимедийные изображения знаменитых произведений мастеров расположены вдоль стен залов. По задумке авторов проекта, такие иллюстрации послужат наглядным референсом для зрителя в попытке осмысления творческого пути именитых живописцев. В скромных, но уверенных попытках художников «подражать» французам читается удивительная вариативность и готовность выйти за рамки канонического направления. Зарождающийся почерк кубофутуризма, лучизма, конструктивизма и других направлений, прочно ассоциирующихся с русским авангардом, можно наблюдать в таких картинах как «Сирень» Натальи Гончаровой, «Портрет Ванды» Александра Богомазова, «На бульваре» Михаила Соколова etc. Интересно, что непосредственное отношение к течению авангарда имеет не только содержание, но и оформление выставки. Архитектор проекта, Наталья Зайченко, работала с идеями и архитектурными формами авангардиста Эля Лисицкого, что прекрасно прослеживается в построении экспозиции.  

Соколов Михаил. На бульваре. 1930-е

Несмотря на масштабность проекта, подготовка к нему заняла чуть более 10 месяцев, - сообщает куратор выставки, Анастасия Виноградова. Но представленной экспозицией «Импрессионизм в авангарде» не ограничивается: 7-8 июня состоится не менее важная часть проекта, одноименная конференция, участники которой обсудят влияние импрессионизма на представителей русского авангарда. К обсуждению приглашаются специалисты-искусствоведы и гости музея, необходима предварительная регистрация. Также в течение всего лета сотрудника Музея русского импрессионизма будут проводить экскурсии по экспозиции. 

P.S. Понять, насколько хорошо Вы разбираетесь в творчестве авангардистов, поможет тест, подготовленный Музеем русского импрессионизма и РИА Новости.

Михаил Ларионов. Прогулка. 1907-1908 гг.