Ленин, Кока-кола и все-все-все
Текст и фото: Ирина Свеколкина
Московский музей современного искусства при поддержке фонда Aksenov Family Foundation представляет первую в России персональную выставку русско- американского художника, пионера соц-арта Александра Косолапова (1943 г.) — «Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола». Проект демонстрирует 120 произведений из государственных и частных коллекций и охватывает сорок лет творчества художника. Соц-арт Косолапова не оставляет зрителей равнодушными, автор по праву считается одним из самых узнаваемых и ключевых художников второй половины XX века.
Название выставки «Ленин и Кока-кола» отсылает нас к его знаменитой работе 1982 года «Ленин - Кока-кола», которая ставит перед зрителем вопрос: что именно считать «настоящим» - удовольствие, гарантированное потребителю кока-колы, или коммунистический рай, обещанный обществу Лениным и его преемниками? Слоган Кока-колы «t’s the real thing» («это настоящая вещь») изображенный рядом с профилем Ленина, подписанный его же именем, показывает очевидный абсурд заявления компании о том, что стоит лишь сделать глоток заветного напитка - и жизнь изменится, напоминающий коммунистическую пропаганду, обещающую улучшенную модель мира советскому человеку, звучащую с каждого транспаранта. Косолапов сталкивает образы, созданные взаимоисключающими идеологиями. Его искусство строится на стилистическом, тематическом и идеологическом конфликте, и он остается верен своему подходу уже более сорока лет.
Александр Косолапов родился в Москве в 1943 году. Пройдя обучение в художественном кружке и художественной школе при институте им. В. И. Сурикова и будучи замеченным, он оказался перед необходимостью сделать важный «идеологический» выбор между двумя институтами: Московским государственным академическим художественным институтом имени В. И. Сурикова, считавшимся продолжателем традиций и выбранным государством для изображения утопической действительности так, как будто она уже наступила, и Московской художественно-промышленной академией имени С. Г. Строганова, в которой обучали прикладному искусству и признавали вклад авангардистов, супрематистов, конструктивистов. Косолапов пошел учиться в Строгановку и в качестве специализации выбрал монументальную скульптуру.
Его первая сольная выставка состоялась в 1974 г. в Москве, в Выставочном зале на Кузнецком мосту. А через год он покинул страну, уехав в США. С тех пор его отдельные работы появлялись на Родине, но каждый раз попытки их выставить оказывались неудачными. И вот – первая столь масштабная выставка в России! Начинать ее просмотр лучше всего с зала, посвященного московскому периоду художника. Представленные здесь объекты показывают творческий путь от увлечения языком поп-арта, поиска связи между «словом» и «формой» - к собственному визуальному языку.
Косолапов на ранних этапах обращается к художникам-авангардистам, сюрреалистам, кубистам. Экспериментируя, он все чаще начинает приходить к политическим темам. Здесь отчетливо прослеживается рождение уникального стиля, где он умело сталкивает и сочетает несоответствующие друг другу образы, и здесь же находится его работа «Ленин - кока-кола».
Отдельный зал отведен известной «Бульдозерной» выставке, разгром которой очевидно показал отношение власти к неофициальному искусству. Это событие символизирует переломный момент в творчестве Александра Косолапова, а воссозданная инсталляция «Бульдозер-шоу» 1974 года разделяет собой выставочное пространство на московский и американский период творчества художника. В 1975 году, вскоре после того как Косолапов поселился в Нью-Йорке, в куче мусора на глаза ему случайно попадается голова Микки Мауса. Дома художник надевает ее на статуэтку Ленина - так рождается новое существо Микки-Ленин. Следующие за «Бульдозер-шоу» одиннадцать залов отражают период творчества художника в эмиграции, где он, несмотря на четыре десятилетия жизни, не смог найти комфортную среду. Но верный себе, он продолжал обыгрывать идентичность советского строя и капиталистического империализма.
Абсурдные и комические противопоставления мультипликационных героев Диснея с деятелями коммунизма заставляют сегодняшнего зрителя задуматься об адекватности двух миров, утопии и навязанной правде двух противоположных и очень похожих идеологий.