Покупай, VLADEY, надейся

Текст и фото: Оксана Царевская / Artcultivator.ru

В ММСИ на Петровке – предаукционная выставка российского современного искусства Vladey.  108 лотов - живопись, графика, скульптура, инсталляция – готовы уйти в хорошие руки. «Хорошие руки» соберутся 10 апреля на вечерних торгах. 

Vladey верен себе и своему кругу авторов.  На нынешних весенних торгах из двух с половиной сотен художников, прошедших огонь и воду аукциона за 5 лет его существования  - в основном випы. Это словечко из 90-х вполне передает дух советского нонконформизма, концептуализма, соц-арта и прочего андерграунда, который витает на третьем этаже Московского музея современного искусства Василия Церетели -  знакомый, сладковатый, слегка нафталиновый.

Основной вес каталога приходится на давно уже вошедших в ранг "музейных" художников, среди которых: Илья и Эмилия Кабаковы, Виктор Пивоваров, Оскар Рабин, Олег Целков, Владимир Немухин, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Вейсберг, Анатолий Зверев, Михаил Шварцман, Дмитрий Плавинский, Вадим Сидур, Эрнст Неизвестный…  И, конечно, Владимир Янкилевский, чья ретроспектива проходит в ММСИ на Гоголевском,10, до которой, к сожалению, он не дожил.  

Его гигантский «Триптих №21. Адам и Ева» (2005)  - топ-лот нынешнего аукциона с  эстимейтом €130 – 160 тыс.  Эту работу Vladey называет «вершиной мысли художника … в определенный период творчества». Автор, действительно, на протяжении всей своей жизни разрабатывал тему дуализма мужского и женского начал, «которые приводят в движение мир и космос». Полгода назад Vladey продал близкую по «программе» работу художника за €250 тыс., установив рекорд в своей новейшей истории (дороже на Vladey смогли продаться только Илья и Эмилия Кабаковы, но это было в другой жизни – ранней весной 2014 года).  Несмотря на отсутствие у Янкилевского  «большой истории» на зарубежных аукционах, у этого лота неплохие шансы, ведь произведения художника, созданные в рамках концепции «Адам и Ева», находятся в собраниях Центра Помпиду, Фонда культуры «Екатерина» и Московского музея современного искусства. 

Среди хедлайнеров торгов также Георгий Гурьянов с ретро-футуристическим «Летчиком» (эстимейт €100-150 тыс.), Семен Файбисович с инфернальными «Подружками» (эстимейт €70-100 тыс.) и несуществующий уже дуэт Виноградов-Дубосарский с лирической «Наташей» (эстимейт €50-70 тыс.). 

Коллекционер (и сам себе аукционист) Игорь Маркин – снова активный участник торгов Vladey. Не в первый раз он открыто выставляет на продажу произведения из своей коллекции. На прошлых осенних торгах «аукцион имени Маркина» внутри общего Vladey показал отличный результат – 75% проданных лотов против 50-ти процентной реализации по аукциону в целом.  От добра добра не ищут, поэтому основатель музея АРТ4 снова отдает на торги работы Бориса Орлова (эстимейт €20-30 тыс.) и Леонида Пурыгина (эстимейт - €10-12 тыс.) – именно тех художников, которые «выстрелили» в прошлом году, собрав коллекционеру €215 тыс. (более 20% оборота всего осеннего аукциона). Кстати, ротацию внутри своего собрания Игорь Маркин демонстрирует всем желающим – в остроумной и познавательной форме.  До 11 мая в музее АРТ4 можно погрузиться в сакральную арифметику коллекционера и узнать наконец: сколько в одном «Рогинском» «Яковлевых» или «Зверевых», кому равны три «Нестеровы», и кто останется, если из одного «Брускина» вычесть одного «Пурыгина».

Еще один музейный художник - Константин Звездочетов, сам по себе, вне «Мухоморов» и «Чемпионов мира» - с чрезвычайно гуманным эстимейтом в €4-6 тыс. В прошлом году три его работы не продались вовсе, но кажется, что эти две свежие нынешние – «кавайные» и  «тотально ироничные» -  вполне могут составить счастье начинающего коллекционера или иностранного подданного, способного прочесть интернациональную символику или прекрасные русские тексты, сопровождающие каждую из работ.

 Условно «молодежная» фракция на классические торги Vladey как правило выходит из «конюшен» Regina Gallery и Vladey, галерейного круга Винзавода (галереи 11.12, Основа, Треугольник, XL etc.) или из-под питерского крыла. В каталоге аукциона все те же имена -  Егор Кошелев, Алексей Каллима, Сергей Братков, Владимир Логутов, Иван Разумов, Влад Кульков, Анна Паркина, Дарья Кудинова, Валерий Чтак, Ринат Волигамси,  Дамир Муратов,  Ирина Корина, Ростан Тавасиев... Работы этих авторов стабильно показывают продажи на Vladey, их цены на грядущих торгах укладываются в комфортный диапазон до €4-10 тыс., и 10 апреля вряд ли будут сюрпризы. Эстимейт  до €15-20 тыс. указан рядом с работами Тимура Новикова, Павла Пепперштейна, Анатолия Осмоловского, Владислава Мамышева-Монро, Константина Латышева и других авторов «старшей» группы.

В числе дебютантов классических торгов Vladey – легендарный Василий Ситников с минималистичным натюрмортом «Шар» (эстимейт €15-20 тыс.), Нестор Энгельке, «топорные работы» которого успешно продаются Vladey в формате «Все по 100» (эстимейт €2-3 тыс.), Петр Дьяков c «рукотворной» во многих смыслах скульптурой (эстимейт €5-6 тыс.), а также Стас Волязловский.  Посмертная выставка этого украинского художника прошла в Regina Gallery в начале этого года, и, надо признаться, что количество фаллосов и пенетрационных сюжетов на квадратный метр галереи тогда сильно превышало средние показатели по российским подъездам и заборам.  Работа Волязловского «Без названия» (эстимейт €10-12 тыс.), которая представлена в каталоге аукциона - квинтэссенция нежности, которую вообще можно было бы ожидать от «брутального короля «шансон-арта» с удивительно черным чувством юмора.  

По данным исследования InArt, обнародованного в декабре прошлого года, объем аукционных и галерейных продаж российского современного искусства составил 20,3 млн евро.  Почти 80% из опрошенных в рамках исследования InArt  галеристов прогнозировали, что спрос на российских авторов на горизонте 3-5 лет будет расти.  

Как знать, быть может, еще несколько капель надежды и терпения,  и рынок современного российского искусства, наконец, достигнет достойных объемов. Хотя бы таких, как у отечественного рынка удочек, удилищ и катушек с леской.