В Мультимедиа Арт Музее открылась ретроспектива Шона Скалли «Лицом на Восток»
Текст и фото: Анастасия Мариловцева
Редактор: Галина Гурова
В залах МАММ сейчас можно увидеть масштабные живописные полотна (масло и акрил на холсте, стали, меди и алюминии), а также несколько акварельных и угольных работ Скалли на бумаге. Рисунки и скульптуры в экспозицию не вошли. В то же время, художник впервые представлен в России столь масштабной выставкой.
Шон Скалли родился в 1945 году в Дублине. Семья была довольно бедной, и еще в раннем детстве Шон переехал с родителями в Лондон, на одну из рабочих окраин южной части города. В 15 лет Скалли-подросток устроился подмастерьем в частный печатный салон и поступил в студию графического дизайна. Позже он учился на вечернем отделении Центральной лондонской школы искусств, когда между занятиями и зачастил в Галерею Тейт. Решив посвятить себя целиком искусству, Шон поступил в Школу искусств Кройдона, а, позже окончил университет в Ньюкасле. Дважды номинировался на Премию Тернера, член Королевской академии художеств. Одним из студентов Скалли в Школе искусств и дизайна Парсонс в Нью-Йорке был известный сегодня китайский художник-бунтарь Ай Вэвэй. В настоящий момент Шон Скалли живет и работает в Нью-Йорке и пригороде Мюнхена.
C 1980 по 2017 год Шон Скалли принял участие в 258 сольных и 279 групповых выставках, его работы находятся в собраниях ключевых музеев и галерей мира, в том числе, Галереи Тейт в Лондоне, Музея современного искусства (МоМА) и Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Ключом к расшифровке абстрактных работ Шона Скалли, представляющих собой разнообразные конфигурации прямоугольников и полос, могут стать метафорические названия, которыми автор сопровождает работы («Четыре дня», «Красная комната», «Грунт в разрезе», «Без»). «Мое искусство, в конце концов, метафорично, - пишет Скалли в своем эссе «Метафора». – Моя живопись обладает регулярностью; полосы подчинены горизонтали, однако написаны они грубо. Так что они, в некотором смысле, способны подавить существующий порядок… Когда регулярно выстроенная структура написана наподобие шкуры животного или дикого ландшафта, разобщенность между метафорой порядка и метафорой эмоции становится еще сильнее».
В своем творчестве Шон Скалли нередко отдает дань уважения художникам прошлого. Так «КАНКАНКАН для КАНдинского», 2009, отсылает к интуитивной природе творчества, о которой говорил великий теоретик искусства. Сам же Скалли комментирует это так: «Я согласен с Кандинским в том, что изображение наружности реального мира в определенной степени затрудняет контакт с духовным миром». «Арль-Вечер-Винсент 2», 2015 - явный оммаж Ван Гогу: в молодости, еще студентом Центральной лондонской школы искусств, Скалли регулярно посещал Галерею Тейт, где проводил часы напролет перед полотном «Стул Ван Гога» (1888 г., ныне - в собрании Национальной галереи в Лондоне).
Полотна Скалли захватывают зрителя ритмом меняющих направление контрастных полос и дарят яркий эстетический опыт, не вынуждая при этом на попытки смыслового анализа. Сам маэстро говорит, что создает работы, на которые люди могут свободно смотреть: «Мои работы не закрыты – они созданы именно для того, чтобы оставаться открытыми».
В конце концов, «в живописи мы всегда ищем смысл. Но ведь можно и искать его отсутствие…»
Выставка продлится до 10 декабря 2017 г.