Аристарх Чернышев: "Скучно не будет!"
Текст: Мария Назарова
Редактор: Галина Гурова
фото предоставлены "Электромузеем"
До 5 ноября в Электромузее в Ростокино работает выставка «Документальная скульптура». Еще есть время, чтобы увидеть и осознать, как современные технологии способны вписаться в реальность и став объектом искусства, замахнуться на нетленность в веках. Собеседник АртУзла – Аристарх Чернышев – художник, куратор Электромузея, один из вдохновителей выставки.
Аристарх Чернышев. Фото: Алексей Шульгин
Мария Назарова: Расскажите, пожалуйста, о самой выставке – как Вы ее видели в самом начале, все ли получилось?
Аристарх Чернышев: Выставка «Документальная скульптура» планировалась как пограничное исследование новых технологий получения визуальных данных, в том числе, форм, возникших с помощью передовых технологий лазерного сканирования, сканирования с помощью сенсоров типа «кинект», фотограмметрии и сбора различных «больших данных» (big data) различными телекоммуникационными операторами и исследовательскими группами.
Замысел состоял в том, чтобы совместить чисто художественные подходы с проектами, имеющими еще и прикладное значение для урбанистики и управления городской средой.
Проект претерпел незначительные изменения по сравнению с исходным вариантом: современное искусство, и медиа-арт - слишком подвижный материал, и в процессе работы над проектом появились новые международные участники, а некоторые авторы, из-за очень плотного выставочного графика наоборот не смогли принять участие в выставке.
М.Н.: Как Вы определяете понятие «Документальная скульптура»?
А.Ч.: Устоявшегося термина «Документальная скульптура» не существует. В данном случае это - название нашей выставки. Но на самом деле, есть все предпосылки, чтобы этот термин возник и закрепился. Под «Документальной скульптурой» я подразумеваю некий объект, и это - совсем не обязательно материальный объект, а часто - полученный путем цифровой фиксации неких данных. Например, пассажиропоток в зависимости от времени суток или измерения неких величин специальными приборами (лазерными дальномерами, сенсорами, сканерами, сонарами, медицинскими томографами), или же получение неких цифровых данных из последовательности фотографических изображений (фотограмметрия) - по сути, все эти данные можно графически интерпретировать и представить в трехмерном виде и даже распечатать на 3D принтере. То есть «Документальная скульптура» - это некое облако данных, принадлежащее конкретному месту и конкретному времени, в этом и есть его «документальность».
На выставке нет никакой художественной «отсебятины», но есть документы нашего времени, лишь изредка преломленные художественным видением автора. Например, видео-скульптура Дмитрия Булныгина «Термитники», или приложение дополненной реальности Pattern.ist от группы разработчиков - Мартина Бирне, Лины Бондаренко, Елены Вискович, Киа Крейтлер, Холли Чайлдс.
М.Н.: Сегодня ежедневно (даже ежеминутно) появляются новые технологии, которые могут все подробнее фиксировать и запоминать любой аспект жизни. Однако остается вопрос – что стоит документировать и сохранять, если так можно выразиться, в «вечности»?
А.Ч.: По этому поводу можно не переживать: «вечность» создает и документирует себя сама. Нет абсолютно никаких способов повлиять на то, чтобы тебя или твои произведения «взяли в будущее», есть только один способ туда попасть - сделать работу, которая, как вирус будет проникать в это самое будущее, и информационное пространство само будет ее желать.
Кроме того, благодаря широчайшему распространению фототехники, камер наблюдения, благодаря социальным сетям и различным Интернет-сервисам, практически любое хоть немного значимое событие фиксируется и становится фактом истории. Причем след, который оно оставляет в сети, невозможно удалить, и даже по прошествии достаточно долгого времени можно отыскать документальные артефакты и восстановить некоторые детали события в трехмерном виде.
М.Н.: У выставки - немалый список участников. Как проходила работа с художниками? Как отбирались работы?
А.Ч.: Такое «немалое» количество участников связано с тем, что на выставке представлено 15 проектов, над которыми трудились довольно большие команды - по 10-15 человек, где каждый отвечал за свой участок.
Поскольку я преподаю «Медиа-арт» в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко, то постоянно нахожусь в курсе всего, что происходит в этой области и непосредственно «варюсь» в этом: отслеживаю наиболее интересные выставки и события через Интернет, где-то принимаю участие. Слежу и за карьерой наших студентов. На «Документальной скульптуре» представлены работы трех выпускников - Анны Толкачевой, Юлии Голуб, Максима Махова и двух студентов школы - Павла Сельдемирова и Егора Цветкова.
М.Н.: На выставке Вы используете, в основном, технологии 3D моделирования объектов. Чем она Вас привлекла?
А.Ч.: На данной выставке вообще не идет речь о 3D моделировании. Моделирование - это создание чего-либо с помощью программного обеспечения, на нашей выставке все объекты и художественные работы получены из «документальных» данных.
М.Н.: Какими еще технологиями пользуются художники для фиксирования реальности?
А.Ч.: Самыми разнообразными. Например, лазерные архитектурные сканеры. В прошлом году английский футуролог и архитектор Liam Young создал первый художественный фильм, снятый полностью с помощью системы наземного лазерного сканирования (такая же технология используется в беспилотных автомобилях). Действие фильма происходит в недалеком будущем в Экономической зоне Детройта, которая находится под контролем китайцев и управляется роботами.
Художники сегодня используют медицинские томографы, как Федор Аптекарев, 3D Google карты, как Clement Valla, или iOS карты, как Peder Norrby. Егор Цветков на самый обычный смартфон фотографирует людей в метро, а потом работает с сервисом Findface, связанным с сетью ВКонтакте для поиска профилей снятых людей. Юлия Голуб использует фотограмметрию, а Максим Махов занимается медиа-археологией, выкачивая из сети трехмерные модели, полученные пользователями исчезнувших бесплатных сервисов с помощью той же фотограмметрии (приложение 123D Catch и связанный с ним бесплатный сервис был удален разработчиком).
М.Н.: Можем ли мы говорить о том, что нынешний технологический прорыв влияет на художественную реальность, и если да, то каким образом?
А.Ч.: Естественно, появление новых технологий создает предпосылки для возникновения новой визуальной эстетики, и наша выставка - об этом тоже, зрители сами могут увидеть «артефакты» этой пресловутой «новой эстетики».
М.Н.: Какие средства, на Ваш взгляд, в ближайшие 10 лет будут активно использоваться медиа-художниками?
А.Ч.: Делать такие прогнозы - неблагодарное занятие, но можно точно рассчитывать на широкое применение различных сканеров, сенсоров, сонаров, специального медицинского оборудования, «больших данных», дронов со всем этим оборудованием, 3D принтеров. Да мало ли, что еще предскажут в будущем футурологи и изобретут инженеры и технологи. Одно могу точно сказать: скучно не будет!