Алексей Румянцев: «Если мы используем новую технологию, мы не видим месседж, который она несет...»

Над интервью работали Елена Семенова (Лейла) и Мария Назарова

Фото предоставлены ЦТИ Фабрика

20 августа на Фабрике состоялись первые открытия 7 Московской биеннале современного искусства. Мы поговорили с Алексеем Румянцевым – автором одного из них. Его выставка «Большие данные» посвящена взаимодействию человека и техники. В современном мире, при быстром развитии информационных технологий, люди физически не могут справиться с многими процессами и доверяют их алгоритмам. Те, в свою очередь, принимают решения исходя из уже накопленного опыта. Очевидно, мы уже не можем полностью контролировать их действия, нам остается только доверять этим механизмам и надеяться, что три закона робототехники им известны так же, как и нам.  

Алексей Румянцев 

Елена Семенова: Почему вы стали художником?

Алексей Румянцев: На самом деле, я всегда занимался творчеством, но в один прекрасный момент был объявлен конкурс в моем родном городе, куда я принес свою работу. Когда я узнал, что мою работу выбрали на выставку, меня тут же осенило: «А ведь я художник!». И после этого нахлынувшего осознания я стал относиться к своему хобби уже гораздо серьезнее и использовал свое внутреннее видение уже более целенаправлено.

Е.С.: Почему вас волнует тема «больших данных»?

А.Р.: Меня, скорее, интересует вопрос характеристики возможностей. Большие данные для нас - это большие данные для развития. Я рассматриваю взаимосвязь технологий и человека. Технологии берут очень многое из человеческой биологии - эволюционные алгоритмы, различные интерфейсы и многое другое. Вместе с тем человек тоже адаптируется и в результате происходит взаимосвязь двух миров - это и представляется занимательным.

Е.С.: А выбор материалов связан как-то с вашей темой?

А .Р.: Это старые медиа. Одни из них уже ушли в прошле, другие только начинают отходить, но именно это и интересно – прослеживать, как они буду взаимодействовать с нынешним прогрессом. Это является своеобразной метафорой человека, который еще не привык к современным технологиям и воспринимает их, как нечто притягательное, непредсказуемое и загадочное, но в то же время боится их. Это можно сравнить с гипнозом.  Еще Маршалл Маклюэн говорил о существовании некой завороженности. Если мы используем новую технологию, мы не видим месседж, который она несет - мы видим ее саму! 

Е.С.: Есть ли какая-то связь с предыдущими проектами? И какие темы будут затронуты в будущих?

А.Р.: Мой прошлый проект называется «Реконструкция 4.0». Там я говорил о человеке и новых технологиях, но с точки зрения передачи прав: когда технология сама решает некоторые моменты за человека. Меня интересует наше будущее, возможность его изменения и то, каким мы его хотим видеть. 

Е.С.: Расскажите о вашем опыте участия в программах «Фабричные мастерские. Сессия III», «Фабричные мастерские. Сессия IV». Чем вам помогло участие в этих программах и почему вы подали заявку второй раз на конкурс?

А.Р.: Для меня было приятной неожиданностью выиграть два раза подряд. Это такая замечательная возможность выставить свой проект на свободной площадке. Организация персональных выставок  - кропотливый и недешевый труд, и Фабрика совместно с Е.К.АртБюро берет его на себя. Честно говоря, я не думал, что буду подавать заявку во второй раз, но в последний момент решил, это сделать – площадка вдохновила на этот проект. Раньше это была фабрика бумаг, а бумага - один из тех материалов, который меня вдохновляет. 

Е.С.: Расскажите о вашем опыте обучения в институте проблем современного искусства. Какие возможности открыл для вас институт?

А.Р.: Институт дал мне общий обзор и лучшее понимание истории современного искусства. Процесс обучения открыл мне базу, от которой я могу отталкиваться по сей день. Вполне вероятно, что без этой основы я бы еще доходил самостоятельно, а в настоящее время я чувствую, что благодаря институту я перешел на следующую ступень. Правда сейчас я даже критикую методику преподавания института, но тем не менее признателен ему за возможность развития.