"Банка вопрошаний" Пригова

Текст и фото: Полина Чубарь

Прошло 10 лет со дня смерти поэта и художника Дмитрия Александровича Пригова. Во второй половине июля в рамках программы «Неделя Д.А. Пригова» в Москве состоялось большое количество событий. 26 июля в Государственном центре современного искусства была открыта выставка «Художественное поведение как радикальная стратегия. Памяти Д.А. Пригова».

В буфете Дома Литераторов
Пьет пиво Милиционер
Пьет на обычный свой манер
Не видя даже литераторов

Они же смотрят на него
Вокруг него светло и пусто
И все их разные искусства
При нем не значат ничего

Он представляет собой Жизнь
Явившуюся в форме Долга
Жизнь кратка, а искусство долго
И в схватке побеждает жизнь[1]

Такими строками встречает зрителя выставка о Дмитрии Пригове в ГЦСИ. Выставка, не претендующая на исчерпывающее представление о художнике, но все же передающая сильное впечатление о нем и волновавших его образах. Пригов-скульптор, Пригов-поэт, художник, актер, драматург… Его фотопортреты, которых немало на выставке, – полноценные произведения, где он предстает одновременно очень разным, но всегда узнаваемым. Использует ли он язык фотографии, видео, инсталляций, стихограмм или поэзии, он достигает эффекта, когда ты точно чувствуешь мысль художника, выразить или пересказать которую невозможно. Многообразие и наложение художественных языков, которые использует Пригов, позволяют формировать свой космос или виртуальную тотальную инсталляцию. Это виртуальное, то есть невидимое, целостное произведение, складывающееся из разных художественных высказываний, которые выглядят разрозненными, но являются идейно связанными. Художник многократно исследует темы пустоты и пограничности, здесь вновь и вновь возникают образ Москвы или «милиционера», Пушкина или советского обывателя. Невидимая архитектура образов и мотивов погружает зрителя в особый мир, мир Пригова. Это действительно универсальный человек, что доказывается не только количеством «техник», с помощью которых он действует, но и масштабом его личности, в силу которого он ставит вопросы о «теории всего». Особое впечатление, поэтому, производят три консервных банки – «Банка будущего», «Банка автобиографии» и «Банка вопрошания». Кажется, что там есть все ответы.

Экспозиция демонстрирует, как в произведениях Пригова сходится в диалоге множество контекстов. Его «радикальная стратегия» – это превращение себя, свой образ мыслей, историю своей страны, пространства своей жизни, например, района Беляево, в искусство, в способ постижения реальности. Он раз за разом осуществляет поиск метафизики в повседневности, поиск благого в монструозном. Эта многогранность и многослойность приговской эстетики сделало его мастер-фигурой, если использовать понятие, введенное кураторами Триеннале в Гараже. Данная выставка объемно демонстрирует потрясающее умение Пригова работать с художественными языками и современными контекстами, которое сегодня воспринимается как мощный ориентир для молодых художников.

Кураторы проекта – Виталий Пацюков и Ольга Дементьева.

Посетить выставку «Художественное поведение как радикальная стратегия» можно до 20 августа.


[1] Пригов Д. Апофеоз милицанера // Современная русская поэзия. URL: http://modernpoetry.ru/main/dmitriy-prigov-apofeoz-milicanera (дата обращения: 29.07.2017).