Приходя на выставку, каждый из нас видит множество художественных произведений. Однако, мало кто задумывается, кто и из чего делает эти произведения. А ведь за ним, порой, стоит работа множества профессионалов, которые помогают художнику претворить его замысел в жизнь. Нас заинтересовал этот вопрос и мы поговорили с представителями одной организации, которая в том числе занимается производством объектов, инсталляций и полиграфии для выставок и фестивалей.
ООО "БУМ-АРТ" - именно такая компания. Они занимаются не только рекламной продукцией, но и нередко помогают современным художникам в создании выставочных проектов.
Брускин Савелий – генеральный директор «БУМ-АРТ»
Тен Илья – генеральный директор «БУМ-АРТ ТРЕЙД»
Какова основная деятельность Вашей компании?
Савелий Брускин (С.Б.): «БУМ-АРТ» работает с 2007 года. У нас рекламно-производственная компания, в которой много различных направлений: полиграфия, производство рекламной продукции, мебельное производство. То есть, заказчик может из одних рук получить в результате все: начиная от визиток, заканчивая оформлением любой торговой точки. Многим это интересно, потому что работать с большим количеством подрядчиков бывает довольно сложно, и проще заказать все у одного.
В 2005 году я начинал с поставок различных материалов для производства - рекламной, сувенирной продукции, полиграфии, затем как-то сами собой мы перешли уже к производственной деятельности, и это оказалось очень интересным. Мы постоянно находимся в динамике, всегда что-то меняется, обновляется, поэтому все время наращиваем и наращиваем наши мощности. От кризиса нас спасает широта диапазона производства.
С кем Вы работаете, кто заказчики?
С.Б.: 80% наших заказчиков – это крупные рекламные агентства, агентства по организации мероприятий.
Мы достаточно давно работаем с «Первым каналом», с «Красным Квадратом». У нас сложился достаточно большой опыт в оформлении студий, интерьеров. Владеем большим количеством разных технологий, на протяжении последних 10 лет регулярно посещаем и принимаем участие в тематических российских и международных выставках.
С какими художниками приходилось работать, в каких произведениях искусства Вы принимали участие?
С.Б.: Большая часть художников, с которыми мы работаем - резиденты ЦТИ ФАБРИКА.
Кому-то мы помогаем в простых задачах – печать, полиграфия, кому-то в более сложных – инсталляционные формы. Всегда стараемся подсказать художникам, как можно облегчить задачу, какие материалы лучше использовать.
Очень интересно было работать с ребятами из «Электромузея» - Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин. Они великолепные технологи и мы им совсем немного помогали, просто потому, что невозможно знать все. Было очень любопытно с ними работать, ведь они прекрасно владеют как классическими методиками, так и новейшими технологиями.
Вы видели свою работу в составе художественных произведений на выставках? Ходите ли Вы на выставки?
С.Б.: Ходим, в силу своих возможностей. Когда что-то делаем для выставки, то конечно ходим. ФАБРИКА – это одна большая выставка.
Пока я не могу сказать, что мы сделали что-то очень технически сложное. Есть одна работа, которая была для нас очень интересна "И я был/не был в Аркадии". Там была поставлена действительно сложная и творческая задача создать практически "Парфенон". [Автор работы - Никола Овчинников. Одной из основных тем в творчестве художника является береза, которая - по мнению Овчинникова - является основным лирическим образом России. Овчинников создает березовую живопись, березовые мобили, но наиболее известной оказалась история превращения березовых колонн. "Парфенон" - в данном случае - светящийся - еще одна глава этого "березового" сюжета" - Прим. ред]. Мне кажется, мы хорошо справились.
Никола Овчинников. Парфенон. Выставка "И я был/не был в Аркадии". Фото: http://aroundart.ru/. Предоставлено ООО "БУМ-АРТ" и ЦТИ ФАБРИКА
Расскажите, есть ли разница в ощущениях при созерцании художественного объекта в качестве зрителя и при участии в реализации идеи художника?
С.Б.: За долгие годы работы на ФАБРИКЕ, я не могу сказать, что стал ценителем искусства, но стараюсь и интересуюсь. Мое созерцание никак не связано с тем, принимали мы в этом участие или нет. Если мне что-то не нравится, я просто стараюсь это принять.
Пока не приходилось принимать участие в тех проектах, которые бы нам не нравились, чему я очень рад .
Что сложнее понять и выполнить – замысел художника или желание коммерческого заказчика?
С.Б.: Для нас художник - такой же заказчик. Иногда мы советуем художникам, предостерегаем от невыполнимых технически задумок.
Илья Тен (И.Т.): Если заказ напрямую от художника, то понять легче чем через посредника. Когда заказ через второе лицо, то может возникнуть путаница в понимании.
Есть художники, которые приходят уже с конкретным пониманием заказа, приносят макеты и советуются, вот к примеру Анна Титова (резидент ЦТИ Фабрика) – она всегда спросит, как сделать лучше, с учетом технологий. А есть те, кто не принимает совета – говорят, что мы знаем, как лучше, а есть те, кто пытается объяснить на пальцах.
Рекламные агентства также не всегда знают, что хотят, присылают картинку из интернета с зарубежных сайтов и говорят – сделайте мне также. Самые сложные – организаторы свадеб, потому, что это достаточно новое направление в нашей стране.
С.Б.: Интересно работать с художниками театра им. Станиславского, с «Красным Квадратом» - они знают, что хотят, просто уточняют, какой материал использовать лучше в том или ином случае.
Выставка «Невроссия» была не сложна в производстве, но несла в себе глубокий смысл. [Выставка проходила в пространстве ЦТИ Фабрика в 2014 году. В ней участвовали художники из группы "Что делать?" и ученики Школы вовлеченного искусства. Выставка поднимала тему насилия в современном обществе. Экспозиция строилась вокруг двух музыкальных фильмов коллектива "Башня. Зонгшпигель"(2010). Обе видеоработы демонстрируют, как повседневное насилие формирует современные реалии нашей жизни.-Прим.Ред].
Какая-нибудь необычная история…
И.Т: Один заказчик попросил зеленый цвет, как у «той BMW». Я пытаюсь уточнить, какой именно зеленый, ведь я не видел той машины. Заказчик не сдается: «Ну такой зеленый, он очень красивый». Пришлось сидеть и долго подбирать.
Или спрашивают: «Сколько весит ПВХ 5 и ПВХ 3» - это крохотные таблички, в которых вес разницей в 30 грамм.
Выставка "Парк "Дистопия". Фото: http://aroundart.ru/. Предоставлено ООО "БУМ-АРТ" и ЦТИ ФАБРИКА
Кто чаще недоволен?
С.Б.: Мы. Если касаться финансового вопроса, то художники очень дисциплинированные, что мы не можем сказать про агентства, которые все время пытаются нас поджать в оплате, начинают придираться, чтобы снизить цену.
Художники всегда благодарны. Если честно, была бы возможность, я бы работал только с художниками.
Мы иногда реализуем, что называется "на месте" инсталляции, аналогичные тем, что производились длявыставок в Европе. Беда в том, что в России современное искусство хуже финансируется чем на западе и поэтому не всегда есть возможность реализовать то, что задумал художник.
Стоимость Вашей работы меняется в зависимости от заказчика: художник/коммерческий заказчик и если меняется, то как?
В деньгах - нет, только в сроках. Срочный заказ оплачивается дороже.
По какому направлению доход выше, если разделить художественного и коммерческого заказчика?
Сейчас вообще слово доход очень условное. Если взять к примеру помидоры, то – пропали турецкие помидоры и соответственно на наши подняли цены. Мы так не можем, даже не смотря на то, что все материалы и комплектующие не российские. Цены не поднимаем, мы же производим то, что пока не признано первой необходимостью...