В «Гараже» открылась выставка «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988»

Текст и фото: Анастасия Мариловцева

Очередная выставка-исследование Музея современного искусства «Гараж» посвящена знаменитому аукциону «Сотбис» 1988 года, ставшему одним из самых противоречивых событий в истории советского искусства. Одни верили, что международные торги открывают двери перед советскими художниками и включают СССР в мировой процесс торговли. Другие же считали, что мы «разбазариваем» свое культурное наследие, поступаясь значимыми работами русского авангарда.

Главное достоинство выставки вовсе не в самих живописных работах, вновь собранных под одной крышей тридцать лет спустя: картин здесь по сути всего семь.

Немногочисленные работы классиков русского авангарда и советского нонконформизма предстают комментарием к обширному архивному материалу, составляющему содержательный костяк экспозиции: видеозаписи торгов, интервью и перформансов, газетные вырезки, юридическая документация и двуязычный каталог выставки.

Истинной заслугой кураторов является воссоздание духа аукционного зала - наполненного звучанием речи импозантного Симона де Пюри, гулом голосов и стуком молотка - и атмосферы, царившей в художественных кругах в связи с международными торгами, ставшими притчей во языцех на долгие годы.

Дискуссия на тему значения и последствий торгов “Сотбис” не теряет актуальности и тридцать лет спустя. И все же выставка дает один определенный ответ: как сказал председатель Сотбис граф Гаури, “a painting must travel”.