От удачного «Взлета» - к нереальному «Полю»
Над интервью работала Мария Назарова
Редактор: Галина Гурова
С 30 сентября по 5 ноября 2017 года на ВДНХ, в пространстве самолета Як-42, представлена инсталляция «Поле» художника Екатерины Чопоровой, победителя второго сезона конкурсного проекта «ВЗЛЕТ». Куратором направления «Современное искусство» выступил искусствовед, художественный критик и бессменный директор ИПСИ Иосиф Бакштейн.
По замыслу автора, проекта главным объектом инсталляции становится тело самолета, лишенное возможности летать, обездвиженное, покинутое и поросшее травой. Внутреннее пространство машины, освобожденное от выставочных конструкций, позволяет открытым иллюминаторам пропускать естественный свет, мягко освещающий непроходимые заросли растений. Мария Назарова поговорила с Екатериной Чопоровой о том, как пробиться молодому художнику в культурное поле, о ее проекте "Поле и о работе с Иосифом Бакштейном.
Мария Назарова: Расскажите немного о Вашем проекте.
Екатерина Чопорова: Я начну немного издалека: мне как художнику сейчас особенно интересно исследовать некую проблему или транслировать определенные идеи, воспроизводя объектный мир во всей его вариативности. Еще сравнительно недавно у меня не было возможности создать тотальную инсталляцию, хотя идеи о создании энвайромента или инсталляции, в которую можно поместить зрителя с целью его интеграции в определенную среду, были у меня всегда. Так родилась и воплотилась задумка «Поля» - работы, с которой каждый наблюдатель войдет в контакт.
Что касается самой концепции, то она созвучна с моей гипотезой, которая заключается в очень простой вещи: мы все живем в ожидании будущего, и при этом большинство людей не задумывается о том, что каждый из нас оказывает определенное воздействие на завтрашний день. Но, тем не менее, и мне, и многим другим кажется: будущее зависит от совокупности каких-то явлений и действий, но никак не от нас самих. Однако это совсем не так, на мой взгляд, и обязательно нужно действовать, а не ждать, что все произойдет само собой. Вариативность развития событий я и хотела показать. Знаю, это может произвести гнетущее впечатление, но все же хочется, чтобы даже в нашей непростой действительности человек жил с мыслями о хорошей перспективе.
М.Н.:Концепция Вашего проекта, который подавался на конкурс, изменилась за время работы? И, если да, то какой она была изначально?
Е.Ч.: Концепция поменялась, но незначительно. Тем не менее, в процессе работы у меня появилось несколько дополнительных идей, и на их фоне наша команда утвердилась во мнении, что концепция тотальной инсталляции в самолете - самая сильная.
Еще подавая проект на конкурс, я хотела показать противопоставление жителя мегаполиса - натуральному началу, природе. Но позже, познакомившись с пространством ВДНХ, в частности, с самолетом, я поняла, что здесь нужно будет действовать более тонко: необходимо учитывать специфичность места, в котором экспонируется инсталляция, его исторический и символический подтекст. Для меня важно, что и сама территория, и многие павильоны на ВДНХ, и такие объекты как самолеты, ракеты и т.п. стали настоящими символами ушедшей эпохи. Но они не забыты, не заброшены, все развивается, и мы, участвуя в этом, посещая этот «музей», запечатлеваем некий момент времени настоящего.
М.Н.: Как проходила работа с куратором? Комфортно ли вам было работать с Иосифом Бакштейном?
Е.Ч.: Ввиду особого статуса и занятости Иосифа Марковича общение с ним было лаконичным. Но при этом каждый комментарий отличался исчерпывающей детальностью, и советы мэтра оказывались довольно продуктивными. Мнение куратора, несомненно, сыграло огромную роль и повлияло на итоговый вид моей работы и концептуальную составляющую.
М.Н.: Подавая заявку на конкурс, ожидали ли Вы, что выиграете?
Е.Ч.: Я подала заявку, потому что молодому начинающему художнику сложно интегрироваться, если можно так сказать, в индустрию современного искусства. И вот такие конкурсы, «opencall’ы» увеличивают шанс поучаствовать в крутом проекте, ну и, конечно, выставиться. У меня не было никаких ожиданий, если честно, и поэтому было неожиданно и приятно, когда раздался звонок, и мне сказали, что я выиграла. Моя радость позже возросла, потому что оказалось, заявок на конкурс в категории «современное искусство» было подано довольно много.
М.Н.: Как Вы почувствовали себя художником? Я понимаю, что это - сложный процесс. Расскажите немного о себе с этой стороны.
Е.Ч.: Понимание, что я - художник, пришло не сразу, а в процессе поиска творческой самореализвции. Мне часто случалось задуматься над своими ощущениями и во время учебы: я училась в Калининском училище на дизайнера и планировала продолжить обучение в Строгановской академии. Но на 3-4 курсе пришло осознание, что мне хочется делать не утилитарные вещи, а, скорее, создавать объекты искусства, содержащие некие смыслы и транслирующие мои идеи социуму. И сейчас я много работаю над тем, чтобы найти свое «поле деятельности», почувствовать и обрести собственный стиль и самобытность художника, это касается и медиумов, и концепций.
М.Н.: С этим поиском как-то связаны Ваши планы на будущее? Возможно, уже работаете над новым проектом?
Е.Ч.: После работы над проектом я поняла, что мне необходимо пересмотреть свои взгляды на искусство, и особенно на то, что в этом искусстве делаю я. Сейчас, я думаю, начну отдаляться от привычных мне объемно-пространственных медиумов и попробую искать, экспериментировать; мечтаю открыть для себя мир звука и музыки. Также мне интересна организация коллективных художественных проектов, есть огромное желание начать взаимодействовать с другими молодыми начинающими художниками.