«Свидетельство» Хаима Сокола

Текст: Юлия Крышевич

Редактор: Анна Киященко

Фото: ММОМА

20 мая – заключительный день выставки «Свидетельство» Хаима Сокола в ММОМА на Гоголевском бульваре. Накануне в рамках акции «Ночь музеев» зритель получил возможность вспомнить о проекте вместе с его автором: художник провел экскурсию по выставке, а также рассказал о ключевой работе проекта – двухчасовом видео «Свидетельство», на создание которого ему потребовалось несколько лет.

Видеоряд «Свидетельства» – не фильм, который можно посмотреть до или после выставки в качестве дополнительного материала или лейтмотива к ней. Это стержень проекта, притом не статичный, а активно взаимодействующий с объектами экспозиции. Эпизоды видео демонстрируются в разных залах, они перекликаются с представленными в пространстве «перформативной» графикой и объектами, часть которых можно увидеть на экране. 

«Свидетельство» – это, с одной стороны, подведение итогов «мигрантского цикла» художника, отсылка к его предыдущему проекту «Спартак. Times New Roman» и теме коллективной памяти. С другой – это рефлексия по поводу личной и семейной историй, которые, однако, выходят за рамки собственного масштаба. Кураторы выставки Андрей Егоров и Анна Арутюнян не зря называют проект синтетическим: сложносплетенная ретроспектива едва ли доступна для прямого прочтения, но, воздействуя иммерсивно, однозначно вызывает у зрителя сложный спектр ощущений.

В перформансах, запечатленных на видео, роль Ангела истории исполняет сам Хаим Сокол. Художник-свидетель искупляет прошлое за счет создания пространства переживания в настоящем. Но он не волен восстановить то, что было разрушено. «Его лик обращен к прошлому, <…> там он видит сплошную катастрофу. Он бы и остался, чтобы поднять мертвых и слепить обломки. Но шквальный ветер, несущийся из рая, наполняет его крылья с такой силой, что он уже не может их сложить. Ветер неудержимо несет его в будущее, к которому он обращен спиной, в то время как гора обломков перед ним поднимается к небу…» (Вальтер Беньямин, «О понятии истории, IX тезис).