О границах, селфи и триумфе общества потребления
Текст и фото: Ксения Егольникова
22 сентября в пространстве ЦТИ «Фабрика» открылись сразу 3 выставки – «Противостоящий берег», организованная независимыми кураторами Кивели Маврокордопулу и Сашей Певаком; «Триумфальная арка» и «С вами все ясно» в рамках проекта «Фабричные мастерские».
В рамках параллельной программы 7-й Московской международной биеннале на выставке «Противостоящий берег» двенадцать художников из Великобритании, Германии, Кипра, Латвии, Мексики, Украины, Франции и Чечни представили работы, исследующие формы границ. Многое ли сегодня изменилось с того момента, когда границы имели не символическое значение, а реальное воплощение в виде стен, крепостей и рвов? В выставочном пространстве соседствуют примеры оборонительных стен далёкого прошлого и недавнего времени.
С одной стороны, на выставке представлены фотографии руин – это серия фотографий Йонаса Фишера. Она посвящена физическим формам границ прошлого в Австрии и Швейцарии. С другой стороны, серия скульптур Вансана а Вуала «Бетонные волны» заимствует форму бетонных стен, появившихся в Египте после Арабской весны (череда протестов и восстаний в начале 2011 года). Художника привлекла их необычайная элегантная форма, напоминающая собой застывшую волну. Эти стены были выстроены перед административными зданиями для защиты от возможных протестов. Функция таких границ – заградить власть от населения.
Из проекта "Противостоящий берег"
Другой случай отделения (разделения) однородного пространства запечатлен в фильме Йоанны Неофиту «Деревенский праздник» (2017). Жители деревни, отрезанные друг от друга греко-албанской границей, нелегально пересекают ее. Они вновь собираются на ежегодный праздник по старой традиции. Это одновременно жест единения и противопоставление своих решений решениям власти – идущим против здравого смысла, служащим каким угодно целям, кроме блага народа.
«Противостоящий берег» – символ Иного, того, что мы отделяем от Своего, зачастую без всяких на то оснований. Это необъяснимый страх перед другим и незнакомым. Выставка работает с явлением границы таким образом, что оно начинает представляться пережитком прошлых дней, скорее суеверием, чем необходимостью.
Видео, фотографию, скульптуру и инсталляцию представляли художники из разных стран - Вансан Вуала, Мари Вуанье, Аслан Гайсумов, Бади Даллул, Реми Дюпра, Никита Кадан, Клеман Кожитор, Йоанна Неофиту, Шанталь Пеньялоса, Джон Смит, Диана Тамане, Йонас Фишер.
В рамках программы «Фабричные мастерские. Сессия IV» состоялось открытие двух выставок авторов-победителей конкурса. Ими стали Карина Барабанова и Ольга Божко.
Проект Карины Барабановой «С Вами все ясно» состоит из серии работ, исследующих проблему шаблонов в интернет-культуре. В социальных сетях используются примитивные смайлы/эмодзи для передачи эмоций. Их и заимствует для своих работ художница. На работах они входят в диалог с другими изображениями лиц, отнюдь не однозначными. Это портреты из психологического теста Леопольда Сонди. Мужские и женские лица отображают сложные эмоции, не считываемые сразу. Такое соседство создаёт двойственный эффект. С одной стороны, благодаря контрасту, обнажается примитивность штампованных мемов. Но удивительным образом, портреты, написанные в академической манере, подпадают под влияние той или иной эмоции мемов, сами превращаются в нечто подобное.
Из проекта "С Вами все ясно". Художник: Карина Барабанова
Другая серия картин – портреты людей, делающих селфи. Около работ стоят костыли – вместо селфи-палок. Манию фотографирования автор позиционирует как зависимость, помешательство.
Вторая работа, победившая на конкурсе «Фабричные мастерские» – «Триумфальная Арка» Ольги Божко. Созданная из упаковочных коробок разных товаров, «Триумфальная арка» – памятник победе общества потребления. Грандиозный объект из коробок – как система, сцепляет общество, имея в своих основаниях пустоту/мишуру, утверждение сиюминутного как высшей ценности.
Даты работы выставок: 23 сентября — 20 октября 2017 г.